Во-первых, выражаю благодарность ММОМА — я являюсь давним поклонником музея, со дня его основания — и лично Василию Зурабовичу Церетели (директор Московского музея современного искусства. — Прим. BURO.) за столь внимательное отношение к моему творчеству. Что касается количества работ, то могу пошутить, что мне всегда их мало, хотел бы увеличить это число вдвое!
Эта инициатива принадлежит одному из кураторов — Михаилу Борисовичу Миндлину. Он относит эти картины к нонконформистскому периоду развития живописи в России. Ранние произведения никогда не пользовались должным вниманием искусствоведов. И, мне кажется, они очень отличаются искренностью, лаконичностью и выбором сюжетов для того, чтобы озаглавить эту выставку, потому что они есть свидетельство целой эпохи, не удостоившейся признания критики ранее. Рад, что работы получат ее сейчас.
Мне всегда хотелось быть очень свободным в творчестве. И на пути становления такой художественной мысли — о свободе творчества — я хотел попробовать себя в абстрактном искусстве, которым вообще не увлекаюсь в должной мере. Это как бы проба пера. Но я рад, что ее столь торжественно представляют на этой экспозиции.
«Сегодняшние» — это преимущественно балетные сюжеты, которые расположены в одном из основных залов, а еще интерьеры мастерской, где я провожу почти все свое время. А у балетных композиций вообще причудливый путь: они отражены в книжке, которую мы делали с Левой Збарским — «Поэзия танца» Николая Эльяша. Там — истоки этих работ. А потом они выросли в самостоятельные большие картины. Это любопытная история последовательного отклика на время.
Для меня не существует ограничений, пробую себя в разных жанрах — ведь художник должен проявлять себя во всех направлениях и при этом быть цельным: его почерк должен быть узнаваем. Нельзя изменять себе.
Искренность, определенная наивность и честность в самовыражении.
Пространство мастерской художника, темы «вещного мира», театральная тема и связанная с ней тема танца, балета; тема природы, отраженная, прежде всего, в тарусских акварельных пейзажах; образы близких, друзей и современников, людей культуры.
Акварель. Еще будучи студентом Московского архитектурного института, мечтал поработать «под присмотром» Артура Владимировича Фонвизина в технике акварели. И это желание осуществилось.
Что я невольно ценю и считаю самым главным — у всех было огромное стремление к самовыражению. Выдающиеся деятели культуры на этом и стоят — чтобы доказать свое художественное кредо, проявить художественную инициативу, самостоятельность.
Сейчас читаю книгу моего отца (Асаф Мессерер «Танец. Мысль. Время», 1990), главу о Майе Плисецкой — там есть хорошее слово «несогбенность». Если точнее: «Несогбенность попытки самовыразиться» — мудреная фраза, но пускай будет.
Ощущал, скорее, ответственность, чтобы не совершать каких-то недостойных поступков. Если прибегнуть к юмору, то я же все-таки рисую, а не ворую. В этом смысле я соблюдаю честь семьи.
Это моя малая родина. С раннего детства меня там (в Поленове, рядом с Тарусой) воспитывали, а потом я жил в доме отдыха Большого театра. Позже у меня появилась творческая мастерская в селе Бёхово — это тоже рядом с Поленовым. Таруса, Поленово и Бёхово вместе образуют географический треугольник, кусок земли, который мне очень дорог и который питает меня своими соками. Словом, особый источник творчества.
Не могу выделить одно, до последнего времени рисовал очень упорно. Сейчас же больше занимаюсь писательским трудом — трудно стало рисовать большие картины, все-таки много энергии уходит на это. Хотя немало сделал огромных полотен. Они соответствуют масштабу мастерской. Я, как бы вписываясь в это пространство, делал их с каким-то ощущением этого места, отсюда размер.
Все зависит от индивидуального взгляда и от точки зрения. Ты так увидишь, а другой — иначе. Вот и получилась картина или стихотворение.
Выставка «Калейдоскоп времени» открыта в ММОМА на Гоголевском бульваре до 31 августа.
Другие истории
Подборка Buro 24/7