Кинетические объекты, стрит-арт и фольклор: работы художников — победителей Scan Awards 2025

В Красноярске вручили Scan Awards — важную арт-премию для художников Урала, Сибири и Дальнего Востока. С победителями мы в том числе будем знакомиться в галереях Marina Gisich, a—s—t—r—a, Pennlab или «9Б». А пока специально для BURO. арт-журналист и куратор Александра Генералова заглянула на выставку номинантов — и рассказывает о пяти авторах, за чьими проектами точно стоит следить.


ЭЛИНА ГУСАРОВА

ПОБЕДИТЕЛЬНИЦА В НОМИНАЦИИ «ПРОЕКТ ГОДА»

ЭЛИНА

ГУСАРОВА

ПОБЕДИТЕЛЬНИЦА В НОМИНАЦИИ «ПРОЕКТ ГОДА»

Красноярская художница, куратор с архитектурным бэкграундом и по совместительству создательница локальной институции ЦСИ «Ядро» уже 10 лет исследует и документирует сообщество «столбистов» — любителей природы, покоряющих сиенитовые скалы Красноярских Столбов без страховки. Элина относит себя к местной субкультуре, поэтому ей удалось преобразовать многолетние наблюдения и личный опыт в многослойную экспозицию «Пристанище / Пристанище. Кода». Ее в этом году показали в красноярском центре «Площадь Мира» — одной из ключевых площадок современного искусства не только в Сибири, но и в России в целом, — а затем в московской галерее «Триумф».

Гусарова показывает не только панорамы скал и быт сообщества, но и элементы устной фольклорной традиции. Благодаря звукам ветра, скрипа веревок и отрывкам песен зритель буквально переживает опыт восхождения.

Суперспособность художницы — умение сочетать документальность и мифотворчество, благодаря чему перед зрителем разворачиваются космические и хтонические образы. Одна из центральных частей проекта — большое панно с панорамой Столбов, собранное из тысячи фотофрагментов и напоминающее фотообои, за которыми скрывается слово «Свобода».

Элина Гусарова, «Мерцание», 2025
Экспозиция выставки номинантов Scan AwarDS 
Элина Гусарова, выставка «Пристанище» в музейном центре «Площадь Мира», 2025
Элина Гусарова, выставка «Пристанище» в музейном центре «Площадь Мира», 2025

АЛИНА ДОЛБИЛИНА

НОМИНАНТКА «КРАСНОЯРСКОЙ ПРЕМИИ»

АЛИНА

ДОЛБИЛИНА

НОМИНАНТКА «КРАСНОЯРСКОЙ ПРЕМИИ»

Художница с образованием в архитектуре заявила о себе в 2025-м выставкой «Когда деревья были побелены» — ее показали в музейном центре «Площадь Мира» и на летней ярмарке Scan Fair. Яркая живопись в модной сейчас «детской» манере показывает фантазийный мир, в котором типичные элементы «муниципального благоустройства» вроде беседок и поликарбонатных козырьков, вписаны в ландшафт времен динозавров: беседки, парковые козырьки и павильоны изображены как органическая часть «древнего» пейзажа.

В текстах к работам художница идет по пути мокьюментари: например, полукруглые сферы с городской парковки описывает как «каменный памятник вежливого ограничения — защиту от непрошенных доисторических гигантов». В отличие от других молодых авторов, которые охотно обращаются к теме тайной жизни цветов и растений, у Алины есть собственный ироничный взгляд и авторская техника — плотный рисунок и живописная штриховка.

Алина Долбилина, «Петр, мы тебя узнали!», 2025
Алина Долбилина, «Доисторический прототип фонтана», 2025
Алина Долбилина, «Поликарбонатовый мир победил», 2025

АЛЕКСЕЙ МАРТИНС

ПОБЕДИТЕЛЬ ПРЕМИИ «ВЫБОР ИНСТИТУЦИИ» ГАЛЕРЕИ A—S—T—R—A

АЛЕКСЕЙ

МАРТИНС

ПОБЕДИТЕЛЬ ПРЕМИИ «ВЫБОР ИНСТИТУЦИИ» ГАЛЕРЕИ A—S—T—R—A

Алексей родился в Красноярске, но хорошо известен московским кураторам: в 2017 году он работал в «Свободных мастерских» MMOMA, был в пуле галереи Fragment, а на фестивале «Архстояние» показал перформативную инсталляцию «Быть вместе» (отмеченную организаторами как лучшую). Из остатков использованной при строительстве древесины он собрал скульптуры в виде постаментов с животными — которые затем и сожгли в костре, вокруг которого собирались зрители.

На выставке Scan Awards Мартинс представил серию полуабстрактных живописных работ «Дым» — тема огня не отпускает художника, а природные катастрофы и пожары для него — предмет исследования.

Алексей Мартинс, из серии «Дым», 2024
Алексей Мартинс, из серии «Дым», 2024
Экспозиция выставки номинантов Scan Awards
Алексей Мартинс, из серии «Горячий архив», 2025
Алексей Мартинс, из серии «Горячий архив», 2025

АНАСТАСИЯ КРОХАЛЕВА

ПОБЕДИТЕЛЬ В НОМИНАЦИИ «ХУДОЖНИК ГОДА»

АНАСТАСИЯ

КРОХАЛЕВА

ПОБЕДИТЕЛЬ В НОМИНАЦИИ «ХУДОЖНИК ГОДА»

Крохалева — ученица пионера российского медиаарта Алексея Шульгина и выпускница Школы Родченко. Она исследует возможности кинетической скульптуры — направление, которое активно разрабатывали еще дадаисты, в 1960-е годы получило мощный толчок развития в СССР благодаря инженерам и художникам из легендарного НИИ «Прометей». В том числе работами из фондов «Прометея» и вдохновлялась Анастасия при создании кинетической световой скульптуры «Тихая № 4» — над ней художница работала в нижегородской арт-резиденции от студии «Тихая».

Свет в кинетическом объекте «Тихая № 4» отсылает к водной глади озера Светлояр — того самого, в котором затонул мифический град Китеж. Можно сказать, что суть арт-практик Крохалевой — найти способ трансформации природы в четкую медиаформу.

Анастасия Крохалева. Проект «Утопия, Аркадия и реальность», кинетическая скульптура «Тихая № 4», 2024
Анастасия Крохалева, проект «тартмалар», 2025
Анастасия Крохалева, проект «тартмалар», 2025
Анастасия Крохалева, кинетическая скульптура «Тихая № 4», 2024

СТЕПАН ПАНТЕЛЕЕВ

ПОБЕДИТЕЛЬ В НОМИНАЦИИ «ОТКРЫТИЕ ГОДА», НОМИНАНТ «МЕДИААРТ»

СТЕПАН

ПАНТЕЛЕЕВ

ПОБЕДИТЕЛЬ В НОМИНАЦИИ «ОТКРЫТИЕ ГОДА», НОМИНАНТ «МЕДИААРТ»

Молодой художник из Екатеринбурга продолжает традиции уральского уличного искусства сразу в двух проектах — номинантах Scan Awards (ситуация исключительная). Проект «Схема нападения на небытие» сделан на асфальтированной площадке екатеринбургского сквера, где раньше проводился турнир по стритболу «Оранжевый мяч», в котором художник участвовал в подростковом возрасте. Сегодня баскетбольные кольца исчезли, а площадка опустела. На этом пустом поле Степан и рисует масштабную тактическую схему нападения в стиле советских учебников по баскетболу. Но цели нападения нет: кольцо отсутствует.

Таким образом, художник превращает язык спортивной тактики в метафору борьбы с забвением, пытаясь «атаковать» пустоту — отчаянно и почти безуспешно. Пустота, кажется, и есть главное медиа Пантелеева. Так, в работе «Бафф-диффузия», участвовавшей в номинации «Медиаарт», стрит-артист «баффит», то есть закрашивает из баллончика, аляповатую афишу типичного антрепризного спектакля, но вместо краски распыляет «пустоту» — афиша исчезает и зритель видит березы, спрятанные за ней.

Кстати, в отличие от соратников по екатеринбургскому уличному искусству Пантелеев не уехал из родного города и продолжает искать новые формы существования стрит-арта.

Степан Пантелеев, «Схема нападения на небытие», 2025

Степан Пантелеев, «Схема нападения на небытие», 2025
Экспозиция выставки номинантов Scan Awards

Выставка номинантов премии Scan Awards продолжается в Красноярске
до 30 ноября в пространстве «Культ»

17.11.25, 20:30

  • Фото: Артем Дейнега, Максим Субботин, Элина Гусарова, Зульфия Илькаева