«Клетка диких» как зона комфорта: Анастасия Постригай — о новой выставке в Музее русского импрессионизма

Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай рассказывает, почему экспозицию «Русские дикие» нельзя так просто взять и пропустить. 

Анастасия Постригай

колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op-Pop-Art

Сразу признаюсь: я очень люблю Музей русского импрессионизма, поэтому для меня любые его проекты по определению становятся must see. Во многих рецензиях сейчас сверкает слово «блокбастер» — будто бы этой выставке не очень к лицу, но одновременно и не поспоришь. 

Анри Матисс (которого тоже нежно люблю) говорил: «Я просто хочу, чтобы усталый человек, глядя на мою живопись, вкусил отдых и покой». Многим современникам его искусство казалось вызывающим. Но спустя сто лет экспозиция «Русские дикие» работает именно так, как описывал француз. Это зона комфорта, в которой можно не закапываться в даты и прочую фактуру. Здесь просто хорошо побыть. Даже аудиогид больше для атмосферы и настроения, со стихами и музыкальными отрывками.

Но все же важно было сохранить остроту ощущений, ведь первые зрители фовистов и авангардистов были в шоке. И кураторы придумали элегантный ход. В начале экспозиции нас встречает эксклюзив — единственная в России работа Жан-Мишеля Баскии в соавторстве с Энди Уорхолом. И тут мы видим дерзкую смесь из неприветливых монстров, крокодила и гигантских стейков. Все это в «кусачих», ярких цветах. Выглядит в хорошем смысле возмутительно — ровно так, как когда-то зеленые тени на лицах людей.

Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол, «Без названия», 1984 год (Русский музей)

Дальше погружаемся в приятные пейзажи, портреты и городские сценки. Но желтые прутья «клетки для диких» продолжают деликатно напоминать, что перед нами — шок-контент для зрителей столетней давности. На этих желтых прутьях рядом с работами русских художников вывешены произведения французских коллег — Марке, Дюфи, Фриеза, Пюи. В настоящую «клетку» в одной из частей зала «заточили» мэтров: Анри Матисса, Андре Дерена, Анри Ле Фоконье, Луи Вальта.

«Клетка для диких» в экспозиции выставки

Конечно, наши «дикие» были в курсе экспериментов коллег. Тем более что того же Матисса они могли увидеть в коллекции Щукина. Но в этом диалоге на выставке особенно заметно: русский авангард в экспериментах с цветом пошел своим путем. Даже в игре с восточными мотивами чувствуется культурный код.

Как часто бывает в Музее русского импрессионизма, там есть «секретики» — детали, которые можно не заметить сразу. А знать про них — огромное удовольствие!

Например, в экспозиции рядом размещены две картины художников-супругов. Слева работа Натальи Гончаровой — «Портрет Поля Мака». Мужчина кажется вылитым Есениным, но поэту тогда было лет 15, он еще даже не успел добраться до Москвы. Справа — «Натюрморт с синим чайником» Михаила Ларионова. Что общего между двумя произведениями? Сочный синий! Скорее всего, художники буквально использовали одну и ту же краску.

Наталия Гончарова, «Портрет Поля Мака», 1910 год (Орловский музей изобразительных искусств)

Михаил Ларионов, «Натюрморт с синим чайником», около 1907 года (Третьяковская галерея)

А одна из картин Роберта Фалька оказалась перевертышем. С двух сторон — два портрета: «Лиза с зонтиком» и «Старуха». Вторую работу обнаружили уже в музее, ее и показывают на выставке. А вот в каталог она не попала, там как раз можно посмотреть на «Лизу».

Роберт Фальк, «Старуха», 1910 год (Пермская государственная художественная галерея)

Еще один «секретик» — уже для моих читателей. В статье о коллекционере Валерии Дудакове я упоминала, как в советское время он нашел на чердаке «грязную тряпочку» и купил за тысячу рублей, а это оказалась ранняя работа Ильи Машкова 1908 года. Так вот, сейчас есть возможность увидеть, какое сокровище валялось на чердаке в пыли в ожидании покупателя. «Натюрморт с узорной скатертью, белой чашей и фруктами» — та самая работа.

Илья Машков, «Натюрморт с узорной скатертью, белой чашей и фруктами», 1910 год (собрание Валерия Дудакова)

Для меня эта выставка еще и очень личное событие и огромный повод для радости. На третьем этаже представлены работы четырех современных художников в духе фовизма и авангарда. Тут оговорюсь, что в числе кураторов — директор музея Юлия Петрова и заместитель директора Пушкинского музея Илья Доронченков. Так что отбор был очень серьезный. И его прошла Варя Выборова — резидентка галереи Postrigay Gallery. Это невероятное ощущение: когда долго и кропотливо работаешь с художником, и он на твоих глазах буквально получает «Оскар» в российском арт-мире. 

Варя — очень чувственная и трепетная художница, и это отражается в ее работах. На ее картинах тепло, радость жизни, солнечные блики и ее любимая собачка Белочка. Она развивает идею Матисса об «удобном кресле» для уставшего человека. У него она наследует художественный метод, у Пьера Боннара — символизм предметов из нашей повседневной жизни, а у Мориса Дени — силу цвета. И на этой почве прорастает новое искусство, уникальный почерк, который не спутаешь ни с одним другим.

Варвара Выборова, «Девушка у балкона», 2025 год (Postrigay Gallery)

Варвара Выборова, «На веранде», 2024 год (Postrigay Gallery)

Выставка «Русские дикие», кажется, то, что сейчас нужно как никогда. Место, где можно почувствовать уникальность нашего искусства. Увидеть, какими тонкими нитями связаны разные страны и разные поколения. И просто побыть среди искусства, которое уже не выводит из равновесия, а будто погружает в бесконечное лето и яркие краски.

24.06.25, 14:59