«Фотоискусство будто более требовательное»: Анастасия Постригай — о том, почему появление ярмарки «Контур. Фото» стало новым шагом для арт-рынка

Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай рассказывает о фотографии на российском арт-рынке.

Анастасия Постригай

колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op-Pop-Art

В мае уже в третий раз прошла ярмарка графики «Контур». Она особенно запомнилась тем, что отдельную площадку отвели под фотоискусство. В большинстве рецензий мелькают восторги на этот счет, и повод действительно того стоит. Потому что с фотоискусством на арт-рынке в России ситуация непростая.

Отдельный сегмент фото у нас еще моложе, чем сам арт-рынок, которому всего-то 36 лет. Поэтому и галереи, которые специализируются именно на фотографии, можно пересчитать по пальцам. И это настоящие энтузиасты, потому что одной из первых в 2001 году открылась галерея «Люмьер», которая отвечает за классику, в особенности советскую. И она взяла на себя очень большой пласт работы и по просвещению, и по сохранению архивов. В 2008 году запустилась FotoDepartament.Gallery, с 2021 года работает PENNLAB Gallery — обе занимаются актуальной российской фотографией. ПиранезиLAB в целом работает с тиражным искусством, в том числе и с фото.

Конечно, галереи современного искусства тоже поддерживают фотопроекты, но все же для них это не основной фокус. Тем и хороша «Контур. Фото»: это повод присмотреться именно к этому сегменту, подсветить интересные имена. И сориентировать коллекционеров, потому что без них, как всегда, ничего расти не будет.

А сомнений, с которыми нужно работать галеристам, достаточно. Портфолио большинства художников можно найти в открытом доступе, и сложно почувствовать ценность купленного отпечатка — к этому нужно прийти. Фоторабота может стоить несколько сотен тысяч, как, например, в случае Владимира Куприянова, который переживает ренессанс благодаря pop/off/art. Опять же, возникает дилемма, во что безопаснее вложиться, ведь с тем же бюджетом можно приобрести и привычные холст или масло.

Владимир Куприянов, из серии Tour Eiffel, 2000 г. (pop/off/art)

Понятно и беспокойство насчет количества копий. Фотография относится к тиражному искусству. А этот рынок в принципе держится на доверии, но фотографию ведь можно воспроизвести без проблем. Тем не менее по умолчанию фотоработы выходят ограниченным тиражом в нескольких форматах. В случае со старыми фотографиями тираж может быть и неизвестен, но все равно оригинальных отпечатков уже точно ограниченное количество. А самые ценные как раз авторские экземпляры, которые называют винтажными.

Фотоискусство будто более требовательное к покупателю, чем живопись. Как сказал в интервью «Деньгам в искусстве» основатель pop/off/art Сергей Попов: «Покупать фотографию часто означает солидаризироваться со взглядом художника, а это требует ответственности зрителя».

При всех нюансах возможностей тоже много. Во-первых, потому что фото молодого художника с тиражом может стоить хоть 3 тысячи рублей, и это будет полноценной частью коллекции. И даже уникальные фотопроекты в единственном экземпляре будут относительно недорогими. Например, фотохудожница Вера Лапонкина работает с архивными снимками, и ее работы из серии «Конструктор памяти» можно купить за 70 тысяч рублей.

Вера Лапонкина, «Конструктор памяти 2», авторская бромсеребрянная печать на баритовой бумаге, 2021 г. (PENNLAB)

При этом рынок еще не выгребли до грунтовых вод, и можно даже замахнуться на работы, которые уже заслужили свое место в музее. Например, сейчас наступил момент работы с наследием Дмитрия Маркова — того самого фотохудожника, который поменял представление о красоте русской глубинки. Сейчас его архив представляет топовая галерея Anna Nova, и фотографию Маркова у них можно купить за 1,5–2 тысячи евро.

Дмитрий Марков, «Камышин, Волгоградская область», 2021 г. (Anna Nova)

Фотографа Александра Гронского сейчас называют чуть ли не главным художником в этом медиуме. Он снимает московские пейзажи так, что вывески, объявления и афиши превращаются в высказывание. Работы Гронского находятся во многих музеях, например в Foam Museum в Амстердаме и Maison Européenne de la Photographie в Париже. А еще они есть в коллекциях Дениса Химиляйне и Антона Козлова. Но открытой продажи работ Гронского нет, так что их покупка может превратиться в квест для мотивированных.

Александр Гронский, «Москва 2023» (из коллекции Дениса Химиляйне)

Медиум фото можно трактовать и шире, ведь на камеру можно фиксировать перформансы, ленд-арт и другое искусство. Российский художник Франциско Инфанте всегда фотографирует свои «артефакты», и именно эти кадры для него и являются финальным произведением. Как и в целом искусство поколения шестидесятников, работы Инфанте — это уже инвестиции. У меня у самой в коллекции есть его произведение из серии «Аппликации». Но нужно иметь в виду, что бюджет сейчас нужен немалый: даже свежие работы Инфанте обойдутся примерно в 7,5 тысячи долларов.

Франциско Инфанте, из цикла «Интервалы», 2024 г. («Крокин галерея»)

Фотоискусство в России пока недооцененное, но галеристы аккуратно говорят об оптимизме — люди начинают интересоваться сегментом. И это здорово, потому что потенциал для коллекции огромный: можно собрать качественную фотоколлекцию, которая при этом будет бюджетнее сопоставимой по уровню живописной. А начать всегда можно с малого, пускай даже с самой недорогой работы, которая будет откликаться в сердце.

28.05.25, 16:59