От «Орландо» до «Комнаты по соседству»: 7 фильмов с Тильдой Суинтон, которые нужно увидеть
В это трудно поверить, но сегодня главной звезде интеллектуального кино Тильде Суинтон исполняется 65 лет. Количество ролей в ее фильмографии уже перевалило за сотню, но мы попытались выбрать семь самых, по нашему скромному мнению, ярких — тех, которые точно стоит увидеть и пересмотреть. Хладнокровная колдунья, жизнерадостная вампирша, коварная офисная интриганка, андрогинная рок-певица и не только — все это Тильда.
реж. Салли Поттер
В 1990-е звезда Суинтон еще не горела так ярко, как сейчас, но заметные роли у нее уже были. Например, главная — в экранизации знаменитого одноименного романа Вирджинии Вульф. Салли Поттер одна из первых сумела уловить андрогинное обаяние актрисы и использовать его на полную. Персонаж романа и фильма — человек, который меняет эпохи так же легко, как гендер. Свою жизнь неувядающий Орландо начинает мальчиком при дворе Елизаветы I. На смертном одре монархиня просит его никогда не стареть, и он слушается и живет еще 350 лет — половину из них в мужском обличье, а половину — в женском. Фильм примечателен не только превосходной игрой Тильды, но и великолепно продуманным визуалом (не зря в 1994 году художник-постановщик Бен Ван Ос получил номинацию на «Оскар»), впоследствии он вдохновил многих дизайнеров — от Энн Демельмейстер и Рэи Кавакубо до Кима Джонса, руководившего женским направлением Fendi с 2020 по 2024 год.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
реж. Эндрю Адамсон
Еще одна героиня, обладающая суперспособностями (впрочем, кажется, других она почти не играет), в фильмографии Суинтон — Белая колдунья. Она же Королева Джадис из экранизации культового сказочного романа Клайва Стейплза Льюиса о детях, которые отыскали в шкафу вход в Нарнию — страну, населенную магическими существами. Колдунья здесь типичная злодейка — она властолюбивая, хитрая и жестокая. Именно Джадис, незаконно захватив престол Нарнии, обрекает страну на вечную зиму и отсутствие Рождества. В этой картине Тильда во всей красе продемонстрировала свою «холодную» сторону и доказала, что ей отлично удаются роли величественных и бессердечных женщин. Позднее актриса сыграла Белую колдунью еще дважды — в фильмах «Хроники Нарнии: Принц Каспиан» (2008) и «Хроники Нарнии: Покоритель Зари» (2010).
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
реж. Тони Гилрой
В фильмографии Тильды больше 100 работ, при этом номинации на «Оскар» у нее всего три, а статуэтка и вовсе одна — за лучшую женскую роль второго плана. Не будем углубляться в рассуждения о том, насколько это несправедливо, лучше просто расскажем о единственной (пока) картине, принесшей Суинтон награду киноакадемии. «Майкл Клейтон» — производственная драма об успешном адвокате (Джордж Клуни), который защищает интересы богачей и могущественных корпораций. Его карьера оказывается под угрозой, когда всплывает неудобная правда о важном клиенте — химическом концерне U/North. Тильде Суинтон в картине снова досталась роль хладнокровной антагонистки — главного юрисконсульта концерна Карен Краудер, которая в своем стремлении защитить интересы компании не остановится ни перед чем, включая убийство. Восторженные отзывы критиков доказали, что талант Тильды позволяет ей блестяще играть не только сказочных персонажей и выходцев из былых столетий, но и вполне современных офисных акул.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
реж. Линн Рэмси
Эпоха 2010-х стала золотым десятилетием для Тильды — она достигла статуса суперзвезды, при этом решила не стоять на месте, а продолжила активно расширять актерский диапазон. В отличие от многих других ее героинь, Ева Качадориан из камерной и мрачной семейной драмы «Что-то не так с Кевином», на первый взгляд, абсолютно обычная женщина — она замужем, работает в турагентстве и растит двоих детей. Омрачает радужную картину разве что поведение старшего сына, 15-летнего Кевина (Эзра Миллер) — он замкнут и жесток, а мать, как ни старается, не может наладить с ним контакт. Привычной жизни приходит конец, когда подросток берет из дома спортивный лук, убивает сперва отца и младшую сестру, а затем устраивает массовую бойню в школе. Но это не финал, а лишь завязка. На протяжении всей картины Ева вспоминает отношения с сыном, начиная с момента его рождения, пытается понять, есть ли в случившемся ее вина, а заодно старается выжить в маленьком городе, где после трагедии становится объектом ненависти. После премьеры в Каннах публика 10-минут аплодировала фильму стоя, а Суинтон за роль получила номинации на BAFTA и «Золотой глобус».
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
реж. Джим Джармуш
В картине Джармуша Суинтон наконец соединила две ипостаси — мистического существа и решительной современной женщины. Ее героиня Ева — древняя вампирша, которая живет в наши дни и внешне особенно ничем не отличается от интеллектуалки из большого города: любит поэзию, литературу и музыку и не слишком благосклонно настроена по отношению к «обычным» человеческим существам. Причем, в отличие от своего возлюбленного Адама (Том Хиддлстон), Ева вполне жизнерадостна и любопытна, несмотря на то что живет в этом мире уже не первое столетие. После череды неприятностей, учиненных младшей сестрой Евы, Авой (Миа Васиковска), пара вампиров оказывается на улицах Танжера без достаточных запасов крови, которую они обычно берут из больниц, — тут-то и приходит черед Евы вызволить себя и любимого из щекотливой ситуации.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
реж. Лука Гуаданьино
Мелодраматический триллер в декорациях солнечной Италии — жанр не слишком типичный для Тильды Суинтон. Но и в этой картине, которую часто сравнивают с культовым «Бассейном» Жака Дере, она сыграла на отлично — причем в образ своей героини, рок-звезды Марианны Лейн, сумела добавить только ей присущее обаяние андрогинности. Актриса признавалась, что, словно пазл, сложила своего персонажа из черт Крисси Хайнд, Сьюкси Сьюкс, Ника Кейва, Дэвида Боуи и многих других музыкантов обоих полов. Сама героиня Суинтон в фильме практически не разговаривает: она перенесла операцию на голосовых связках и приехала на виллу к возлюбленному Полу (Маттиас Шонартс), чтобы отдохнуть и восстановиться. Отдых, впрочем, не задается: в гости внезапно приезжает бывший любовник Марианны эксцентричный Гарри (Рэйф Файнс) вместе с юной дочерью Пенелопой (Дакота Джонсон), обстановка накаляется, пропитывается сексуальным напряжением и ревностью.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
реж. Педро Альмодовар
Одна из недавних работ Суинтон и первая — у культового Педро Альмодовара (фильм также стал его дебютной полнометражной картиной, снятой полностью на английском). Здесь Тильда сыграла военного корреспондента Марту, которая, отчаявшись вылечиться от рака, решает добровольно уйти из жизни, незаконно купив специальную таблетку. Рядом с Мартой в ее последние дни оказывается давняя подруга Ингрид (Джулианна Мур), известная писательница. Женщины арендуют дом, где вспоминают общее прошлое и любовника, которого когда-то делили (Джон Туртурро). Фильм получил «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, его называют медитативным размышлением на тему умирания и жизни, войны и мира — во всех смыслах.
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////