Новая глава Bottega Veneta под руководством Луиз Троттер аккурат совпала со знаковой для модного дома датой: культовое плетение Intrecciato в этом году отмечает 50-летие. По этому случаю решили составить краткий таймлайн, чтобы проследить, какие изменения успел претерпеть знак отличия (и качества) итальянского бренда.
В итальянской Виченце Мишель Таддеи и Ренцо Дзенджаро решают запустить собственный бренд кожаных изделий — и дать ему имя «Венецианская мастерская». По словам Дзенджаро, он с 14 лет работал в нескольких лабораториях по производству изделий из кожи, но только в 34 года пришел к тому, что хочет открыть что-то свое. В качестве помощника в этом многообещающем, но определенно непростом деле он выбрал Мишеля Таддеи, выходца из Неаполя. «Мы не знали, как себя назвать, и поэтому вспомнили о небольших магазинчиках прошлого, таких как мастерские художников региона Венето. Мы сразу же сосредоточились на высококачественных изделиях из лайковой кожи и кисточек. Мой партнер знал кожевенный завод в Неаполе, который впоследствии стал поставщиком материалов для нас», — рассказал Дзенджаро в одном из интервью.
Предприниматели из Виченцы были неравнодушны к локальным традициям работы с шерстью и текстилем, и потому совершили переворот, задумав адаптировать существующую технику под собственные нужны. Так появились мягкие и податливые модели сумок Bottega Veneta — бренда, изначально придерживающегося формулы тихой роскоши со слоганом «Когда достаточно собственных инициалов». Вместо логотипа марка делилась процессом изготовления предметов.
Спустя девять лет после основания бренда свет увидела сигнатурная техника, получившая название Intrecciato (с итальянского «переплетены»). Таддеи и Дзенджаро разработали метод сплетения тонких полосок кожи, чтобы создать прочный, гибкий и эффектный материал. Интересно, что идея родилась, скорее, из нужды: швейные машины, на которых трудились в Bottega Veneta, были недостаточно прочными по сравнению с другими производителями изделий из кожи, поэтому компания не могла производить прочный материал. Плетение Intrecciato стало решением: тонкая кожа сплеталась, создавая тканый узор, что делало сумки надежнее, крепче и визуально привлекательнее.
Intrecciato — трудоемкий процесс. Мастера начинают с нарезки мягкой кожи на тонкие полоски, чтобы потом аккуратно складывать их крест-накрест, создавая текстурированную трехмерную поверхность.
В конце 1970-х Дзенджаро покидает Bottega Veneta, и руководство бренда оказывается в руках бывшей жены Мишеля Таддеи — Лауры Мольтедо. Она становится креативным директором марки и продолжает развивать Intrecciato. В 1980 году Пол Шредер выпустил «Американского жиголо», где главный герой Джулиан Кей (Ричард Гир) ходит в расслабленных костюмах Giorgio Armani, а его возлюбленная Мишель (Лорен Хаттон) частенько мелькает в кадре с красным клатчем в культовом плетении, который заполучил любовь модниц того (и сегодняшнего) времени.
В 1990-х, вопреки господствовавшей логомании, Bottega Veneta продолжал гнуть свою линию, параллельно теряя популярность и прибыль. В 2001 году бренд оказался в портфеле Gucci Group (сейчас Kering), которые быстро наняли на пост креативного директора Томаса Майера (он, к слову, занимал его на протяжении 17 лет) — и не прогадали. Майер сумел вдохнуть новую жизнь в марку вообще и плетение Intrecciato в частности. В 2006 году компания открыла школу для обучения кожевенников Scuola della Pelletteria, а в числе моделей сезона весна-лето 2017 по подиуме прошлась Лорен Хаттон с небезызвестным клатчем The Lauren 1980.
Назначение Дэниела Ли, выпускника Central Saint Martins, сотрудничающего с Maison Margiela, Balenciaga при Николя Жескьере и занимавшего пост главы женского направления Celine под руководством Фиби Файло, стало поворотным моментов в истории Bottega Veneta. Ли лихо встряхнул бренд, перезапустив не только аксессуарную, но и обувную линейку (да, мы все еще фанатеем от The Pouch, «кассетте» и Arco). Он возвел фирменное Intrecciato в культ. Причем фигурально и буквально — из его гиперболизированных и «дутых» ромбиков (именно они появляются в процессе плетения) складывали не только сумки, но и обувь, тренчи, плащи и юбки. Спустя три года успешной работы, но, как оказалось, только внешней (сотрудники жаловались на пылкого руководителя), Bottega Veneta попрощалась с Дэниелом, пригласив на его место дизайн-директора марки, 37-летнего Матье Блази. Отличник бельгийской школы искусств La Cambre такой жест оправдал — и усилил позиции бренда, сделав его настоящим хедлайнером индустрии. Разумеется, не забыл Блази и о том самом плетении, продолжая органично интегрировать его во все предметы дома. Например, home-линию. Да, теперь Intrecciato угадывается в паттернах на елочных игрушках, из него «плетут» подушки и кресла.
Под занавес 2024 года Блази получил предложение, от которого отказаться был не в силах, — и перешел в Chanel. Пост главной по коллекциям в Bottega Veneta заняла Луиз Троттер, сумевшая за три сезона и пять коллекций полностью реанимировать Carven. Полноценный дебют у выпускницы Университета Ньюкасла, работавшей в Joseph и Lacoste, запланирован в рамках сентябрьской Недели моды в Милане. По признанию Троттер, она давно и жадно коллекционирует винтажную одежду вверенного ей дома.
Вместе с тем новый креативный директор уже подогревает интерес к собственной персоне и видению: одевает на ковровые дорожки Джулиану Мур (влюбились в ее платье с кисточками) и Вики Крипс (топ, полностью состоящий из плетения, — в самое сердечко), а еще продолжает традицию бренда почитать ремесло во всех его проявлениях. Ее рекламная кампания Craft is our Language («Ремесло — наш язык»), запущенная по случаю 50-летия Intrecciato, посвящена людям, а если быть точнее, их рукам, с помощью которых рождаются плетеные предметы. Для кампейна Троттер пригласила фотографа Джека Дэвисона и хореографа Ленио Каклеа. В кампании весь фокус — на руках как универсальном языке, объединяющем людей разных поколений, культур и профессий. Съемка также отдает дань уважения миланскому художнику и дизайнеру Бруно Мунари и его справочнику 1963 года Supplemento Al Dizionario Italiano, который исследует универсальный язык жестов.
Есть несколько подвидов культового плетения.
Классическое Intrecciato — страднарные переплетенные друг с другом кожаные полоски.
Intrecciato-макси — толстые переплетенные друг с другом кожаные полоски.
Intrecciato-мини — тонкие переплетенные друг с другом кожаные полоски.
Foulard Intrecciato — переменные переплетенные друг с другом кожаные полоски.