Поиск

T

МУЖСКАЯ МОДА В РОССИИ: МЕЖДУ БАЗОЙ И ПОИСКОМ СЕБЯ

В мужской категории российские бренды-гиганты уверенно заняли нишу, освобожденную ушедшими Zara, Massimo Dutti, H&M и другими. Но в то время как женский сегмент так же стремительно вырос в разнообразии за счет небольших марок среднего и премиум-сегментов, на мужской эта тенденция пока не распространяется. В разговоре с локальными брендами, создающими мужскую одежду, и мужчинами, которые являются частью индустрии, разбираемся, что происходит с самой сдержанной частью моды в России за пределами «зон ответственности» Lime, Melon Fashion Group, 12 Storeez и Gloria Jeans.

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 1)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 2)

После ухода зарубежных брендов — Uniqlo, H&M, Zara, Massimo Dutti, Nike, adidas и десятков других — мужчины начали задаваться вопросом: «Где теперь искать нормальные брюки?» И если «брюки» в нем можно заменить на «футболки», «рубашки», «джинсы» и «пальто», слово «нормальные» остается константой. Причем это скорее значит «соответствующие норме, обычные», чем «удобные» или «качественные». Ведь пока женская мода в России успела пережить как минимум три революции — от утилитарности до гиперженственности и даже гендерного нонконформизма, — мужская осталась на уровне уверенного «Черный пиджак, пожалуйста. Только без блеска».

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 3)

Рекламная кампания Lime

Если присмотреться, на рынке происходит тихая, но поступательная трансформация. Конечно, по большей части локальные бренды закрывают потребность в комфортной и достаточно нейтральной, чтобы сойти за маскулинную, одежде, но они также начинают вступать с мужчинами в диалог и, пусть дозированно, предлагать эксперименты.

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 4)

Размышления о мужской моде у автора материала возникли не только на почве общих наблюдений, но и благодаря личному интересу. Он волей-неволей появляется, когда отец, привыкший обновлять гардероб раз в несколько лет, с завидной регулярностью присылает в семейный чат фото из примерочной Lime. Причем далеко не всегда на них оказываются темно-синий свитер и джинсы — находится место и для экспериментов с цветами, принтами и легкой деконструкцией. На вопрос, как такой интерес к моде мог появиться у взрослого восточного мужчины, он отвечает, что с возрастом решил не упускать поводов для радости, и одна из таких — «молодежная» одежда. Хотя под этим словом скрывается скорее «яркая», «необычная» или «интересная».

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 5)

Эту же тенденцию поддерживает и другой мужчина в жизни автора — по профессии очень далекий от моды. За несколько лет нашего знакомства, он прошел путь от отрицания всего не однотонного до спонтанных покупок в концепт-сторах и пожелания получить на Новый год «что-нибудь незаурядное, может с принтом». Вот только незадача — найти подобное у локальных мужских марок непросто даже тому, кто раз в неделю составляет шоппинг-подборки.

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 6)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 7)

Пока российские фэшн-гиганты могут позволить себе интегрировать смелые решения в мужские линейки, независимые бренды вне женского сегмента или вовсе не спешат запускаться или фокусируются на безопасных решениях. «Если женский рынок перенасыщен, то в мужском до сих пор не хватает позиций в узких нишах», — подтверждает главный редактор Now и директор моды Forbes Life Марк Смирнов.

Марк Смирнов. Источник: @marki.smi

Настолько осторожное движение неудивительно по многим причинам. Например, потому, что гардеробы наших дедов и прадедов — советских мужчин — строились на принципах функциональности, идентичности и дисциплины. Обувь — инструмент, рубашка — часть костюма, а костюм — не выбор, а форма: армейская, производственная, партийная. В то время как в других странах формировалась идея мужчины как субъекта моды — от английских модсов и скинхедов до гостей итальянской Pitti Uomo, — в СССР она не имела среды для роста.

Последующий переход к рыночной экономике в 1990-х был скорее хаотичным импортом, чем осознанным выбором. Спрос опережал предложение, а стиль рождался на пересечении доступного и желаемого: костюмы в обтяжку, американские джинсы, кожаные пиджаки, кроссовки из Польши. Тогда сформировалась и эстетика «вещей с весом» — визуально узнаваемых, брендированных, тех, которые «выглядят дорого». Вспомнить хотя бы каноничного «Брата» 1997 года. Герой Сергея Бодрова носит вещевой базис постсоветского стиля: свитер, будто связанный бабушкой, пальто с широкими плечами и джинсы, а его брат — киллер Виктор — принтованный галстук, желтый пиджак, кожаные туфли и лоснящуюся рубашку. Примечательно, что Данила сменяет спортивную куртку на то самое пальто, как только получает от брата первую пачку денег.

В нулевых мужская мода все еще формировалась вокруг демонстрации статуса: кожаные куртки, классические и даже спортивные костюмы с броским брендингом олицетворяли представление об «успехе». По крайней мере у тех, кто мог себе это позволить. И хотя в 2010-х мужская мода в России начала постепенно отходить от показной гламурности нулевых, единого вектора не появилось.

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 8)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 9)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 10)

Сергей Бодров в фильме «Брат» (1997). Источник: Кинопоиск

Виктор Сухоруков в фильме «Брат» (1997). Источник: Кинопоиск

Мужские траты в два раза меньше — и в три осторожнее

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 11)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 12)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 13)

Российский рынок мужской одежды демонстрирует устойчивый рост. По данным аналитической компании InfoLine, в 2023 году его объем составил 755 миллиардов рублей, увеличившись на 4,7% по сравнению с предыдущим годом. Прогнозировалось, что к 2028 году показатель достигнет 1,14 триллиона рублей при среднегодовом темпе роста 7,9%.

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 14)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 15)

Несмотря на положительную динамику, мужской сегмент остается менее развитым по сравнению с женским. В 2024 году средние расходы на одежду на одного мужчину достигли 67,83 доллара (5 460,27 рубля), тогда как женщины тратили в среднем 117,68 доллара (9 473,16 рубля). К тому же парни приобретают меньше одежды: в среднем 6,62 единицы в год против 9,62 у женщин.

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 16)

Лукбук Marc O’Polo

При этом на рынке мужской одежды продолжает доминировать импорт, составляя более 73% от общего объема. Основные поставки (63,7%) приходятся на низкоценовой сегмент из таких стран, как Китай, Бангладеш и Узбекистан. Сегмент high-priced долей в 20,3% представляют преимущественно Италия, Тунис и Армения.

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 17)

Но что-то все же покупают

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 18)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 19)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 20)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 21)

«Пиджаки свободного кроя, комфортные брюки на кулиске с расслабленной посадкой, худи из костюмной ткани, прямые джинсы, хлопковые футболки, шекеты [гибрид английских слов shirt и jacket, которым называют нечто среднее между рубашкой и ветровкой. — Прим. BURO.] и бомберы нейтральных оттенков», — перечисляет бестселлеры марки Yollo, появившейся на рынке в начале 2023 года, ее основательница Татьяна Доронина. Потребление остается предельно рациональным: мужчины хотят базовые вещи, которые подходят почти под все сценарии жизни. То же подтверждает команда Gate31: «Хорошо сидящий пиджак или джинсы, в которых и в офис, и на вечерний ивент, — такие запросы вечны».

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 22)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 23)

Лукбук Yollo

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 24)

Именно к универсальной одежде есть особый интерес, считает Саргис Ханцрацян, основатель совсем молодого бренда Aspette, который покорял гостей на последней выставке Dot Days: «Наши брюки со стрелками выглядят формально, но сделаны из мягкого джерси. Их можно надеть и на прогулку с собакой, и в ресторан — никто даже не заподозрит, насколько в них комфортно». К слову, хотя презентация локальных брендов проходит каждый сезон, мужские марки там скорее исключение, чем правило.

Лукбук Aspette

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 25)

Наиболее слабая динамика мужского рынка в 2023 году пришлась на низкий и средний ценовой сегмент, в то время как в высоком, напротив, рост превысил 20%. Это отчасти связано с низкой долей продаж онлайн и на маркетплейсах формальной одежды — пиджаков, брюк, сорочек, — где важной остается посадка по фигуре. Тем не менее Дмитрий Логинов, с 2008 года фокусирующийся на индивидуальном пошиве мужских костюмов под именной маркой, делится той же тенденцией среди своих клиентов: «Шьем костюм так, чтобы его можно было надеть не только на торжество, но и на камерные мероприятия». Он отмечает и сохранившийся перевес в пользу классического кроя, черного, темно-синего и серого из цветовых решений и выбора шерсти среди материалов.

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 26)

Рекламная кампания Dmitry Loginov

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 27)

Основатель и дизайнер House of Leo Леонид Алексеев, в свою очередь, наблюдает у аудитории спрос на небрежную, расслабленную классику, «костюмы, которые, с одной стороны, сохраняют классические элементы, а с другой — немного выходят за привычные рамки за счет кроя, отделки, деталей».

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 28)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 29)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 30)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 31)

Лукбук House of Leo

Делегирование как драйвер покупки

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 32)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 33)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 34)

Даже если мужчина готов потратить деньги на одежду, он все еще крайне неохотно тратит на нее время — особенно на поиск, сравнение и выбор. «Мужчины потребляют либо путем рекомендаций от других мужчин, либо с помощью женщин, которые их одевают», — говорит Смирнов. Эту структуру спроса замечает и основатель компании Superposition, чьим стилем восхищаемся в запрещенной соцсети, Роман Крихели: «Очень часто мужскую одежду покупают не мужчины, а их девушки». Он уверен, что пока это не изменится, мужская мода продолжит развиваться медленно — как побочный продукт женской.

Роман Крихели. Источник: @roma_of_superposition

В брендах теорию подтверждают. Татьяна Доронина из Yollo делится, что
о марке и конкретных вещах мужчины предпочитают узнавать через рекомендации и «особенно от своих женщин». Алена Лозовская, сооснователь и креативный директор Razumno, дополняет список: на выбор может повлиять не только рекомендация девушки или супруги, но и совет друга, пример инфлюэнсера из соцсетей. И рассказывает, что на этапе знакомства
с брендом, конечно, помогает сформированная женская аудитория, которая приводит партнеров, и профессиональное сообщество мужской моды, рекомендуещее Razumno. В Gate31 делятся, что уделяют особое внимание подбору и обучению специалистов магазина, потому что прознали: «Мнение стилистов-консультантов — одно из определяющих для мужской аудитории».

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 35)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 36)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 37)


Лукбук Gate31


«Не мужское это дело»

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 38)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 39)

Роман Крихели формулирует, через какие четыре фильтра должен пройти мужчина, чтобы самостоятельно существовать на модном поле: доход, позволяющий закрыть не только базовые потребности; знание, где искать и как сочетать; время, которое можно потратить на стиль, и… желание. Порой от последнего зависят как минимум два других, но захотеть самовыражаться через одежду бывает невозможно из-за культурного фона. В российских реалиях интерес к моде у парней воспринимается как чрезмерная забота о внешности — и, как следствие, встречает сопротивление. «Для многих женщин мужчина, который «играет в моду», — это red flag», — говорит Роман.

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 40)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 41)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 42)

Роман Крихели. Источник: @roma_of_superposition

«Если мужчина увлекается модой, то, конечно же, он...» — Смирнов подхватывает мысль Романа, но не заканчивает, потому что и без продолжения ясно: за этим часто следует один из большого набора стереотипов, которые привыкли слышать еще со школьной скамьи. И, если в Москве, Петербурге и креативных сообществах городов-миллионников они развеиваются или просто имеют меньше влияния, то в регионах эти барьеры все так же ощутимы.

Марк Смирнов. Источник: @marki.smi

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 43)



При этом российский рынок показывает достойный уровень визуала. Алгоритмы соцсетей и глобальные тренды легко добираются как до российских профессионалов, так и до пользователей, и их восприятие формируется в едином визуальном поле. Причем стильными съемками отличается не только Lime, где за них, как известно, отвечает экс-директор моды Vogue Russia Ольга Дунина, но и нишевые марки. 

Съемка Razumno с участниками «нееет, ты что»

Кампейн к первой мужской коллекции Razumno

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 44)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 45)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 46)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 47)

Например, Razumno, снявшие в первом кампейне мужской линейки сооснователя архитектурного бюро SAGA Артема Стаборовского и сотрудника своего шоурума Эмина Абасова. А лицами последней съемки бренда стали участники дагестанской группы «нееет, ты что». Алена Лозовская делится, что картинка — не только красивая обложка, но и инструмент преодоления барьеров, а социальные сети — витрина. «По нашим наблюдениям, мужчины достаточно осторожны до первого касания с брендом, и им нужно “одобрение” других мужчин — в том числе в формате контента. Поэтому, когда мы публикуем видео, в которых главный герой — молодой сотрудник Семен — рассказывает про мужские модели, сразу же замечаем большой приток мужской аудитории». Еще одни отличники мужских фэшн-кампейнов — Planta Rosa. Сооснователь Ибрагим Гациев полностью контролирует процесс — лично снимает и стилизует моделей.

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 48)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 49)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 50)




Рекламная кампания Planta Rosa

Поэкспериментируем?

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 51)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 52)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 53)

Есть и более радикальные мнения: «Если не говорить об отдельных выскочках, то в России к экспериментам не готовы», — лаконично формулирует Виталий Поляков, основатель обувного бренда Homies. Помимо прочего, он упоминает юбки, которые по поводу и без по-прежнему вызывают бурю негодования в отечественном инфополе.

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 54)




Виталий Поляков.
Источник: @vitalypolyakov 

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 55)


Об этом говорит и Артур Саргсян, PR&IM-менеджер Red September, редактор каналов Please и «Вид сверху лучше» магазина Peak, называя «юбки на мужчинах» отдельным поджанром в российской журналистике.
На вопрос о том, готовы ли мужчины в России к экспериментам, он отвечает: «Готовы очень слабо. Даже я, сотрудник индустрии, экспериментирую в строго заданных границах. Ярких и смелых вещей у меня много, но надеть два ремня, самостоятельно разрезать джинсы или кастомизировать кроссовки домашним набором инструментов я не готов».

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 56)




 Артур Саргсян. Источник: @azino2topora

Но не все так однозначно. Игроки рынка отмечают постепенные сдвиги — особенно в крупных городах и среди молодежи. «Мужчины стали более открытыми к экспериментам с цветом и формой, отходя от строгих рамок традиционной моды», — говорят в Yollo, но все же делают поправку, что «страх выглядеть не по-мужски» еще с нами: аудитория охотнее покупает рубашки в белом и голубом, брюки — в оттенках серого, черного и темно-синего. Все — традиционной посадки и кроя.

Gate31 также фиксирует изменения в центре столицы: «Если раньше визуальное самовыражение было интересно только молодежи, сейчас как минимум возрастное разнообразие модников стало шире». Среди аудитории в бренде все чаще видят тех, кто «готов переосмыслять, не уходя в крайности». Например, адаптировать женскую майку. О готовности быть смелее говорит и Дмитрий Логинов: «Каждый раз с моими клиентами, и новыми, и давними, мы изобретаем нечто новое — и извлекаем из традиционных пиджаков, костюмов и смокингов нечто прогрессивное». Сдвиги замечают и в Razumno. В первом дропе бренд выпустил одежду природных, но довольно ярких цветов, и преодолевал барьеры с помощью стилизации в съемках, чтобы не испугать мужчин: «Мы наглядно показали: все эти цвета отлично комбинируются между собой и вполне могут стать базой в гардеробе».





Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 57)

Рекламная кампания Dmitry Loginov

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 58)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 59)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 60)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 61)


Показ Dmitry Loginov на Московской неделе моды. Источник: предоставлено брендом

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 62)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 63)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 64)

КУРИЦА ИЛИ ЯЙЦО

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 65)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 66)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 67)

Неоднозначность ответов во многом иллюстрирует опасения брендов вне масс-маркета, который может позволить себе нивелировать риски широтой ассортимента. Масштаб спроса непредсказуем и порождает замкнутый круг: независимые марки или не запускаются вовсе, или не решаются производить смелые вещи, потому что боятся отсутствия спроса. А спрос, в свою очередь, не рождается — в том числе потому, что мужчины не видят альтернатив.

К тому же концептуальные вещи требуют не только дизайна, но и времени, чтобы сформировать вокруг себя комьюнити, где интересная вещь поддерживается не только спросом, но и репрезентацией в инфополе. Артур Саргсян подмечает: «Медиа о мужской моде и стиле жизни тоже можно пересчитать по пальцам одной руки, и останутся свободные пальцы».

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 68)




 Артур Саргсян. Источник: @azino2topora

Так ниша нестандартных, авторских решений для мужчин — пусть и в пределах социально допустимой нормы — остается пустующей (или почти). Марк Смирнов констатирует, что хотя мужской рынок расширился, он остается однотипным: «Базовые вещи создают, а вот чего-то экстра — катастрофически мало».

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 69)

ДЕФИЦИТ КАДРОВ И ОПЕРАЦИОНКА

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 70)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 71)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 72)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 73)

Мужская мода в России существует внутри не одного, а нескольких слоев ограничений — и кроме социально-психологических барьеров, марки сталкиваются с реальными проблемами — экономическими и инфраструктурными. По сути теми же, что и женские — только интенсивнее.

Первая — нехватка специалистов. «У мужских изделий есть особенности пошива, и не все производственные команды, адаптированные ранее под женские коллекции, так же ловко могут справиться с мужскими вещами», — делятся в Gate31. Самым сложным бренд называет поиск конструктора, который сможет «посадить» на мужчину модель, разработанную дизайнером и бренд-менеджером. Саргису Ханцрацяну, недавно собиравшему команду Aspette, которая теперь закрывает потребность москвичей в «базовых слоях», эта проблема тоже знакома: «Конструкторов, которые умеют работать именно с мужскими изделиями, на локальном рынке совсем немного». 

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 74)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 75)




Рекламная кампания Aspette

Другой существенный пункт — ткани. Леонид Алексеев из House of Leo считает, что самое сложное в работе ателье — найти материалы надлежащего качества и соответствующие запросу. Дмитрий Логинов дополняет, что ткани для изделий все еще сложно отыскать в России: «Что-то действительно есть у поставщиков, но ткани лучшего качества — например, Scabal, Holland and Sherry, Dormeuil, Drapers — можно заказать только напрямую у марок, а они находятся в Великобритании, Италии, Франции». К тому же в последние годы, как известно, усложнилась логистика по закупкам материалов и фурнитуры. «Теперь процесс пошива одного костюма может занимать около месяца, если ткань идет из за рубежа», — рассказывает Логинов.

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 76)




Лукбук House of Leo

ПОИСК ИДЕНТИЧНОСТИ

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 77)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 78)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 79)

Героями материала неспроста стали мужчины — все они не только участники модного сообщества, но и субъекты мужской моды, которые также ориентируются на собственный опыт, знания и... гардероб. Потому не могли не спросить о доле в нем вещей локальный брендов.

Роман Крихели признался, что совершенно непредвзят: российская марка или нет — он выбирает вещи не для того, чтобы кого-то поддержать, а под конкретный запрос: «Если при этом они стоят дешевле, чем заграничные аналоги, и приезжают быстрее — вообще отлично». Среди брендов основатель Superposition выделяет не раз упомянутый House of Leo и Verge — молодую апсайкл-марку Артема Гутникова, которая отличается одеждой в глубоком черном цвете и структурными силуэтами пиджаков и пальто.

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 80)

Роман Крихели. Источник: @roma_of_superposition

Артур Саргсян, предпочитающий шоппинг в концепт-сторах Peak, SV77, KM20, репрезентует позицию модного энтузиаста-коллекционера: «Основу гардероба я стремлюсь составить из предметов, которые нравятся мне и подают определенный сигнал окружающим — в основном тем, кто „в теме“. Хочется быть уверенным, что и через пять лет сила этого сигнала не снизится до „одной палочки“, как в телефоне — все же стоимости у вещей маленькими не назовешь». А заодно поднимает еще одну проблему: для среднего и премиум-сегментов важны история, ценности, ассоциации с брендом, на выстраивание которых недостаточно нескольких лет. Именно поэтому, если «умирает» иностранный бренд или из него уходит основатель-идеолог, вещи становятся архивными и коллекционными с большей вероятностью, чем предметы российских брендов. И все-таки Артур тоже отмечает фаворита — марку головных уборов «Гарин».

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 81)

Гардероб Марка Смирнова, напротив, на 60–70%, по его же словам, состоит из одежды локальных брендов. Он хвалит Lime за качество лучше, чем у ушедших марок Inditex, и дозированные вкрапления ярких одежды и аксессуаров в мужские коллекции, отмечает Chernim Cherno за смелые модели и обращение к мужской сексуальности, упоминает Gate31, Aspette, Ushatava и Walk of Shame. За верхней одеждой советует идти к Fable, а за джинсами — к BLCV.

Марк Смирнов. Источник: @marki.smi

Виталий Поляков признался, что, кроме обуви своего бренда Homies, российские бренды не носит: «Мог бы назвать GJOE, в котором когда-то работал, но и они плохой пример, так как вместо их парки всегда лучше взять итальянскую Ten C».

Лукбук Chernim Cherno 

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 82)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 83)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 84)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 85)


Лукбук Verge

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 86)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 87)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 88)

Не революция, а эволюция

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 89)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 90)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 91)

Ситуация остается сложной: предрассудки, логистика, сырье, кадры. Но цифры растут, и это уже не спонтанный всплеск, а наметившийся вектор. «Мужская мода в России сегодня очень напоминает послевоенную Италию», — говорит Роман Крихели. Этот образ кажется особенно точным: санкции, переориентация на внутренние ресурсы, активный рост. И, кажется, ждать резкого прорыва здесь не приходится — только поступательный и, остается надеяться, осмысленный рост. К тому же он уже происходит. Gate31 делится, что мужская линия, запущенная в марте 2022-го, к апрелю этого года составляет уже 35% от общего ассортимента — и продолжает расти. Возможно, это не исключение, а симптом — интерес формируется, если с ним работать.

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 92)


Лукбук Gate31

Мужская аудитория в России пассивнее — у большинства в силу разных обстоятельств не сформирован или только начинает зарождаться интерес к моде, — но бренды, которые смогут объяснить, зачем нужна новая форма рубашки или почему стоит обратить внимание на посадку брюк, будут выигрывать. И в ближайшее время скорее не благодаря громким кампаниям и революционным образам, а с помощью четкой логики, интуитивной подачи и максимального упрощения пути от формирования потребности до покупки.

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 93)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 94)
Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 95)

А пока констатируем: то, что еще несколько лет назад казалось невозможным — покупать мужскую одежду у локальных брендов, видеть на мужчинах брюки разных фасонов и цветов, кроме черного, серого и синего, — стало реальностью. Да, в пределах мегаполисов, но стало. Как сказал Леонид Алексеев, мужчины уже готовы к экспериментам, если эти эксперименты дают им ощущение уверенности в себе.

Мужская мода в России: между базой и поиском себя (фото 96)
false
767
1300
false
false
true
{"width":1080,"column_width":170,"columns_n":6,"gutter":11,"margin":0,"line":22}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}