Другая история российской фотографии:
что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO.
Другая история российской фотографии:
что смотреть на выставке «Сообщение» в фонде Ruarts — выбор BURO.
В фонде Ruarts 19 июля открывается выставочный проект «Сообщение», который переосмысляет историю фотографии и предлагает взглянуть на нее как на социальный феномен. На правах генерального информационного партнера редакция BURO. посетила экспозицию в числе первых и выбрала десять работ-фаворитов.
Виктор Ахломов
«Плевать мне на Мальтуса!», 1964
Коллекция Фонда Ruarts
Советский фотограф Виктор Ахломов — одна из ключевых фигур социальной документалистики 1950–1970-х годов. В снимках он последовательно избегал официоза, фокусируясь на повседневной, человеческой стороне реальности. В разгар холодной войны и демографических дебатов фраза «Плевать мне на Мальтуса!» — своего рода вызов западной мысли. На первый взгляд, это жест пренебрежения к Томасу Мальтусу, английскому экономисту и демографу конца XVIII — начала XIX века, известному своей пессимистической теорией: население растет быстрее, чем возможности производства продовольствия, что ведет к неизбежным бедствиям. Но подпись Ахломова — это не просто политическая реплика. Учитывая его стиль, она скорее отражает тонкую иронию, скрытую полемику, как человек утверждает свою автономию даже внутри тоталитарной идеологии. На снимке — обыватель, «человек с улицы», далекий от великих теорий, живущий своей скромной, но полной жизнью. Сам Ахломов рассказывает, что он сделал снимок, а заголовок сочиняли всей редакцией «Известий», а затем и вместе со зрителями. Именно после этого случая в советской прессе появилась рубрика «Придумайте подпись».
СЕРГЕЙ БОРИСОВ
«ДЕФИЛЕ», 1987
Коллекция Фонда Ruarts
«Дефиле» — одна из знаковых работ Сергея Борисова, российского фотографа, прославившегося как летописец советского андеграунда. Снимок, сделанный в технике желатино-серебряной печати, отражает дух времени позднего СССР, когда в художественной среде Москвы формировалась особая культура сопротивления официальной идеологии и конформизму. «Дефиле» демонстрирует характерный для Борисова подход: постановочная, но при этом живая сцена, в которой участница свободно позирует на крыше знаменитого здания Наркомфина, превращая фотосессию в своеобразный перформанс. Снимок отличает атмосфера эпатажа и легкой провокации, что особенно заметно в серии работ конца 1980-х годов. Модель Нелли Хильченко органично сочетала в себе естественность, артистизм и раскрепощенную сексуальность, что позволило создать образ одновременно ироничный и дерзкий.
ВИТА БУЙВИД
Из серии «Семейный портрет в интерьере», 2011
ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ
В масштабном художественном проекте Буйвид обращается к темам семейной памяти и частной идентичности, щепетильно исследуя визуальный язык домашнего архива. Фотографии сделаны в традиционных, насыщенных деталями интерьерах домов под Суздалем. Это постановочные сцены с элементами гротеска, но одновременно глубокого взгляда на тему дома и человеческих связей. Интерьер в работах этой серии — не просто фон, а эмоциональное пространство, отрешенное и дистанцированное от внешнего мира, как и люди в кадре. Все герои повернуты спиной к зрителю, отстранены от стороннего наблюдателя, словно замкнуты внутри своего микромира. При этом они выглядят сплоченными, связанными между собой невидимыми узами быта, родства и памяти. Так возникает образ интимного пространства, где уют и отчуждение сосуществуют, раскрывая сложные механизмы коллективной идентичности и взаимодействия внутри семьи.
АЛИСА ГИЛЬ
Volume de l'âme, 2024
ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ
Художница размышляет о границах свободы внутри упорядоченных систем — предлагает альтернативное прочтение телесной геометрии, где архитектоника становится не инструментом власти, а формой внутренней гармонии и духовного сонастройства. Гиль организует группы перформеров в орнаментальные композиции — узоры и паттерны, символизирующие разные стадии духовного пути. Выстроенные в упорядоченные структуры тела передают коллективную энергию, направленную на мистический опыт и медитативное восприятие. В то же время та же геометрия, подчинившая себе тело, может читаться и как метафора структурной власти, пронизывающей общество на всех уровнях — от символического до физического.
АЛЕКСЕЙ ТИТАРЕНКО
Из серии «Черно-белая магия Санкт-Петербурга», 1993–1999
Коллекция Фонда Ruarts
Алексей Титаренко известен техникой длинной выдержки, создающей эффект размытия и движения. Он соединяет формальную строгость с личной меланхолией, создавая фотографии, в которых отсутствует героизм, но ощущается значимость момента. В серии «Черно-белая магия Санкт-Петербурга», созданной в переломное десятилетие 1990-х, он превращает городскую повседневность в психоминорный пейзаж. Размытые силуэты прохожих, мрачные фактуры и световые потоки формируют вязкий образ города, погруженного в замедленное, почти застывшее время. Фигуры людей растворяются в уличной среде, теряя очертания, превращаясь в призрачные тени, словно исчезающие из самой ткани города. Серия становится метафорой утраты — социальных ориентиров, культурной стабильности, идентичности в эпоху исторического разрыва. Это не просто визуальная хроника 1990-х, но медленное и поэтичное прощание с эпохой, в которой город, как и человек, переживает распад и трансформацию.
Валерий Генде-Роте
«У памятника “Покорителям космоса”», 1977
Коллекция Фонда Ruarts
Валерий Генде-Роте снимал как крупные общественные события, так и повседневную жизнь, создавая фотографии, которые стали важной частью визуальной истории СССР. Работа «У памятника „Покорителям космоса“» принадлежит к числу тех, которые отражают важные социально-исторические темы советской эпохи. Монумент, воздвигнутый в честь космического прорыва, олицетворяет технологический оптимизм и утопическую веру в будущее. Однако у подножия этого триумфа — люди, часто случайные, неидеализированные. Генде-Роте мастерски улавливает этот контраст между вертикалью идеологии и горизонталью реальной жизни. Этот снимок подчеркивает социальные разграничения, возникающие через противопоставление «нас» и «их». Особое внимание уделено молодежи — социальной группе, вокруг которой всегда существует множество стереотипов и предубеждений, на нее проецируются надежды и тревоги общества относительно будущего.
НИКИТА ШОХОВ
Из серии Moscow Night Life, 2010–2013
Коллекция Фонда Ruarts
Фотографов, снимающих вечеринки, концерты, ночную жизнь, привлекает прежде всего социальная энергия ночи — экстатичная, телесная, лишенная цензуры и запретов. В серии Moscow Night Life Шохов документирует московскую клубную сцену начала 2010-х годов. На его снимках — тела в движении, в свете стробоскопов, в потоке танца и транса. Камера фиксирует не события, а чистый эмоциональный заряд. На данной фотографии внимание сосредоточено на жесте девушек, направленном в сторону объектива: нога, резко отведенная почти под прямым углом, выглядит агрессивно, вызывающе, но одновременно — как жест самозащиты. Их лица и взгляды частично скрыты, как будто они обороняются от чужих оценок, интуитивно защищая свою уязвимость под маской телесной силы.
АЛЕКСАНДР ЕГОРОВ
Из серии «Приходите вчера», 2024
ПРЕДОСТАВЛЕНО ГАЛЕРЕЕЙ Ruarts
Название проекта отсылает к абсурдной формуле, знакомой по советской фразеологии и культовому фильму «Приходите завтра, или Посторонним вход воспрещен». Это — одновременно вежливое обещание и закрытая дверь, парадокс ожидания, в котором приглашение оказывается невозможным к выполнению. Егоров искусно работает с этой темой исключенности и невозможности участия, превращая натюрморт в форму социальной реплики. Снимки из серии представляют собой отпечатки реального размера с изображениями поверхностей столов, столешниц и скатертей с остатками еды, напитков, посуды и крошек, словом, с тем беспорядком, который остается после вечеринки. Праздник завершен, участники разошлись, а зрителю остается только наблюдать последствия былого веселья. Работы создают двойственное ощущение физического присутствия и опоздания одновременно. А вежливое приглашение, которое невозможно осуществить, — приходите вчера — бескомпромиссно прочерчивает четкую границу между «своими» и «остальными».
ПОЛИНА РУКАВИЧКИНА
Untitled IV, 2020–2025
ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ
Работа входит в серию, в которой художница исследует границы узнаваемости, формы и тишины. Сдержанная палитра, фрагментарные объекты, минималистская композиция — все это превращает изображение в шепот, в едва уловимый визуальный жест, обращенный к внимательному зрителю. На грани между реальным и искусственным работа соединяет монструозную эстетику цифровых открыток (цветы из мессенджеров, клише визуальной чувствительности) с живыми предметами из повседневного окружения и ветвями деревьев за окном. Отказ от названия лишь усиливает эффект нефиксированности: образ остается открытым, подвижным, допускающим множественные, возможно противоречивые, прочтения.
ВАЛЕНТИН СИДОРЕНКО
Из серии «Корни сердца вместе растут», 2018
ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ
Серия, созданная автором во время обучения в академии «Фотографика» в Санкт-Петербурге, исследует границы между телом, природой и памятью, соединяя портреты из семейных хроник с органическими мотивами — деревьями, ветвями, почвой, корнями. В этих работах архив перестает быть источником фиксированной идентичности и превращается в пластичную, живую материю, которую можно заново прочесть, пересадить, прорастить. Лицо, стертое и замененное прозрачной текстурой деревьев, становится местом, где личное исчезает, уступая место воспоминанию, природе, пустоте. Это образ, который «не говорит», но «смотрит в ответ», — фрагмент коллективной памяти, искаженный, но живой. Проект получил широкое признание, был опубликован в журнале Landscape Stories и показан на выставке в галерее Frappant в Гамбурге в 2020 году.
За подготовку материала благодарим руководителя научного отдела фонда Ruarts Надежду Цветкович.