
Книжная полка как предмет поклонения
Оля Омами: "Книги — это красиво"
Известный дизайн-блогер Оля Омами, автор страницы omami.ru, провела для Buro 24/7 экскурсию по своей книжной полке, показала то, что еще хранится в ее доме на бумаге, рассказала нам подробнее о некоторых избранных экземплярах и о роли книг в ее жизни. Итак, представляем вашему вниманию шестерку самых любимых изданий человека, знающего все о красивом и правильном дизайне.
1. Kenya Hara, Designing Design, Lars Muller Verlag, 2007, 467 страниц
Счастье наступает еще на тисненой, белой на белом, обложке. Затем, перелистнув одну страницу обычной бумаги и две пергаментной, при прочтении эпиграфа оно прямо-таки заливает мозг: вербализация дизайна является еще одним актом дизайна. Попытка объяснить японский гений из первых рук (Кения Хара — арт-директор Muji). Адаптированная для западного читателя инструкция с пояснениями на тему японской эстетики, например красоты пустоты и несовершенства, со множеством невиданных ранее фотографий проектов, обошедших западный рынок стороной.
Кстати, зашла сейчас на "Амазон", чтобы посмотреть год выхода и прочие технические подробности, а она там продается за какие-то немыслимые сотни. Потому что, видимо, распродалась вся и стала раритетом. Приятно как.
2. Phaidon Design Classics, Phaidon Press, 2006, 3300 страниц
Вроде библии дизайна. Она просто должна быть в доме — и все. Три жирнейших тома, по 333 предмета в каждом, 999 в общей сложности, в хронологическом порядке, начиная с китайских ножниц Zhang Xiaoquan, придуманых в 1663 году, выпускаемых и по сей день в неизмененном виде и на той же самой фабрике и до Аймака. Пластиковая подставка, придуманная специально для этого трехтомника самим Константином Грчиком — на редкость громоздкое и бесполезное сооружение. К тому же моя сломалась при переезде, и я ее с облегчением выкинула.
3. Stefan Sagmeister, Things I have learned in my life so far, Abrams, 2008, 248 страниц
Ощущения при вскрытии пачки, которая оказывается не единой книгой, а 15-ю умопомрачительными тонкими книжечками (и кажется, что Зигмайстер сидел и лично прошивал их нитками), у всех опрошенных примерно cхожиe: так чувствуют себя нетерпеливые дети попавшие в шестиэтажный универмаг невиданных сладостей. После того как я ее купила себе, я ее уже, наверное, раз пять дарила, и каждый раз это неизменно приятно, точно знаешь, что даришь человеку такой wow-moment.
4. Maira Kalman, The Principles of Uncertainty, The Penguin Press, 2007, 336 страниц
Примерно на половине я вижу всю ее жизнь одной вспышкой, и мне наконец становится ясно, как она пережила смерть Тибора. Вот умирает ее муж. Не просто муж, а гений, соратник, любовь. Невыносимо. Она просыпается утром, и ей незачем совершенно дышать и ставить ноги в тапки, но она ставит ноги, ставит чайник, смотрит на свое лицо некрасивой и немолодой женщины, резко вдыхает, потому что пока вдыхаешь — не больно, берет бумагу, ручку и акварель и рисует. Это ее терапия. Она встает каждый день, выходит из дома, гуляет по городу, встречает собак, бомжей, китайцев и старух. "Инфанту" Веласкеса. Женщину в красном платье и пальто с меховым воротником, которая смотрит на инфанту. А потом рисует, рисует, рисует их. Рисует и пишет. Как дневник. Каждый день. Каждый.
У меня есть вообще все, кажется, взрослые ее книги. И все книги Загмейстера. Они лежат рядышком. И вот в этой конкретно книге у Майры она случайно встречается с Загмейстером, на нем клетчатое пальто и австрийский акцент, и в моей вселенной что-то щелкает и закольцовывается.
5. Ike Ude, Style File: The World’s Most Elegantly Dressed, Collins Design, 2008, 224 страницы
Волшебная графиня де Кастильоне, без определенного рода занятий, известная романом с Наполеоном III и массой постановочных фотографий, запечатлевших ее красоту (сегодня она бы называлась моделью и стилистом, но в середине XIX века это все было разврат и куртизанство), последние годы жизни провела, затворившись в своем особняке на Вандомской площади, выкрашенном изнутри в черный цвет, без единого зеркала или даже стекла, прогуливаясь исключительно по ночам.
Изабелла Блоу, первооткрывательница МакКуина, стилист, редактор моды и женщина в шляпке из рака, считавшая спортивные штаны годными исключительно для занятий спортом, часто устраивала званые ужины и всем приглашенным предлагала воспользоваться собственным гардеробом, полным Чалаяна и Трейси. В 48, четыре года назад, она наелась пестицидов и умерла.
В общем, очень красивый и очень большой (А2) глянцевый каталог людей, которые каждое (потому что style is a consistent practice; being occasionally stylish is false) утро думают, кем им хочется быть сегодня, и неизменно остаются собой, потому что стиль — это не что, а как, и подарок, но подарок потный такой, трудный и редкий, как талант; подарок, который обязывает.
6. My name is Charles Saatchi and I’m a artoholic, Charles Saatchi, Phaidon Press, 2009, 160 страниц
При том что я с некоторым подозрением, eсли не c неприязнью, отношусь к современному искусству, этот небольшой сборник интервью Саатчи (основатель рекламного агенства "Саатчи & Саатчи", один из наиболее влиятельных коллекционеров современного искусства) совершенно прекрасен. Он многое проясняет в искусстве сегодня, но также и просто отличный, непретенциозный чувак, с которым хочется как-нибудь выпить. Например: "Can you tell me anything about yourself that might make me like you? — But why would I care if you like me?" Или: "What keeps you going? — What’s the alternative?"
О жанрах книг, преобладающих на полке
Больше бумажных — по искусству и дизайну, конечно. Потому что они красивее и перед ними труднее устоять! И потому что художественную литературу можно читать и на ридере, а картинки хочется смотреть на бумаге. И потому что они часто невоспроизводимы вообще в электронном виде, потому что это не просто текст и картинка, а именно дизайн книги, бумага такая, всякие типографические трюки, тактильное счастье.
О времени на чтение
Вообще не читаю уже пару месяцев, потому что все свободное время, которого и так нет, готовлюсь к вступительным экзаменам на магистратуру, и это невозможно совмещать с восприятием какой-либо дополнительной информации. Очень по этому поводу страдаю и мечтаю, как потом, в декабре, буду праздно валяться и читать непрофессиональное и ненаучное как не в себя.
О самом запойно-читательном периоде жизни
Наверное, так, как я читала в детстве, я уже никогда не читала, хотя если извлечь периоды учебы, я читаю все время, причем очень быстро и подряд. Но именно по ощущениям лет с девяти до одиннадцати я читала в каком-то совсем неимоверном объеме. Раз в неделю ходила в библиотеку со стопочкой.
И во время беременности еще, перелопатила наверное всего Шалева, сначала в переводе, потом в оригинале, очень все его семейные саги на меня умиротворяюще действовали, несмотря на их непременную трагичность.
О влиянии книг из детства
Кажется, никак мои детские увлечения не отразились на том, чем я занимаюсь. Помню, что у меня был период увлечения фантастикой, Беляев взрывал мне мозг. Был период увлечения книгами про животных, всякие Сетон-Томсоны, Джеки Лондоны и журнал "Юный натуралист". До сих пор иногда всплывают в голове какие-то неприкладные факты про тапиров.
Недавно, кстати, купила дочери своей Иве книгу "Лис и Мышонок" Бианки с иллюстрациями Васнецова, потому что, завидев обложку, чуть не завизжала, запах сразу вызвал в памяти трехмерную ситуацию, вспомнила, как я ее обожала и часами могла разглядывать эту картинку с мышиной норой в разрезе, с миллионом подробностей, полочек, баночек, ужасно мне казалось интересным это устройство, такой адаптированный для ребенка архитектурный чертеж.
О перечитывании книг
Нет, не в состоянии перечитывать книги вообще, неинтересно, если я знаю чем дело кончилось. Несмотря на то что я читаю не столько ради сюжета, а ради языка, как-то кажется, что столько еще нечитанного.
О семейных библиотеках
Книги — это фетиш. В них (сегодня особенно) нет особого смысла, но мы хотим их иметь, даже если ни разу в жизни не возьмем их в руки, однажды прочитав. Я, конечно, хочу, чтобы у меня дома из-за книг стен не было видно.
О книжном вишлисте
У меня есть вполне конкретный вишлист на "Амазоне". Я туда друзей посылаю перед моим днем рождения.
Подготовила: Людмила Сеньшова