Поиск

Книжная полка как предмет поклонения

Книжная полка как предмет поклонения

Оля Омами: "Книги — это красиво"

Известный дизайн-блогер Оля Омами, автор страницы omami.ru, провела для Buro 24/7 экскурсию по своей книжной полке, показала то, что еще хранится в ее доме на бумаге, рассказала нам подробнее о некоторых избранных экземплярах и о роли книг в ее жизни. Итак, представляем вашему вниманию шестерку самых любимых изданий человека, знающего все о красивом и правильном дизайне.

Книжная полка как предмет поклонения (фото 1)

1. Kenya Hara, Designing Design, Lars Muller Verlag, 2007, 467 страниц

Счастье наступает еще на тисненой, белой на белом, обложке. Затем, перелистнув одну страницу обычной бумаги и две пергаментной, при прочтении эпиграфа оно прямо-таки заливает мозг: вербализация дизайна является еще одним актом дизайна. Попытка объяснить японский гений из первых рук (Кения Хара — арт-директор Muji). Адаптированная для западного читателя инструкция с пояснениями на тему японской эстетики, например красоты пустоты и несовершенства, со множеством невиданных ранее фотографий проектов, обошедших западный рынок стороной.

Кстати, зашла сейчас на "Амазон", чтобы посмотреть год выхода и прочие технические подробности, а она там продается за какие-то немыслимые сотни. Потому что, видимо, распродалась вся и стала раритетом. Приятно как.
 

Книжная полка как предмет поклонения (фото 2)

2. Phaidon Design Classics, Phaidon Press, 2006, 3300 страниц

Вроде библии дизайна. Она просто должна быть в доме — и все. Три жирнейших тома, по 333 предмета в каждом, 999 в общей сложности, в хронологическом порядке, начиная с китайских ножниц Zhang Xiaoquan, придуманых в 1663 году, выпускаемых и по сей день в неизмененном виде и на той же самой фабрике и до Аймака. Пластиковая подставка, придуманная специально для этого трехтомника самим Константином Грчиком — на редкость громоздкое и бесполезное сооружение. К тому же моя сломалась при переезде, и я ее с облегчением выкинула.
 

Книжная полка как предмет поклонения (фото 3)

3. Stefan Sagmeister, Things I have learned in my life so far, Abrams, 2008, 248 страниц

Ощущения при вскрытии пачки, которая оказывается не единой книгой, а 15-ю умопомрачительными тонкими книжечками (и кажется, что Зигмайстер сидел и лично прошивал их нитками), у всех опрошенных примерно cхожиe: так чувствуют себя нетерпеливые дети попавшие в шестиэтажный универмаг невиданных сладостей. После того как я ее купила себе, я ее уже, наверное, раз пять дарила, и каждый раз это неизменно приятно, точно знаешь, что даришь человеку такой wow-moment.
 

Книжная полка как предмет поклонения (фото 4)

4. Maira Kalman, The Principles of Uncertainty, The Penguin Press, 2007, 336 страниц

Примерно на половине я вижу всю ее жизнь одной вспышкой, и мне наконец становится ясно, как она пережила смерть Тибора. Вот умирает ее муж. Не просто муж, а гений, соратник, любовь. Невыносимо. Она просыпается утром, и ей незачем совершенно дышать и ставить ноги в тапки, но она ставит ноги, ставит чайник, смотрит на свое лицо некрасивой и немолодой женщины, резко вдыхает, потому что пока вдыхаешь  не больно, берет бумагу, ручку и акварель и рисует. Это ее терапия. Она встает каждый день, выходит из дома, гуляет по городу, встречает собак, бомжей, китайцев и старух. "Инфанту" Веласкеса. Женщину в красном платье и пальто с меховым воротником, которая смотрит на инфанту. А потом рисует, рисует, рисует их. Рисует и пишет. Как дневник. Каждый день. Каждый.

У меня есть вообще все, кажется, взрослые ее книги. И все книги Загмейстера. Они лежат рядышком. И вот в этой конкретно книге у Майры она случайно встречается с Загмейстером, на нем клетчатое пальто и австрийский акцент, и в моей вселенной что-то щелкает и закольцовывается. 


Книжная полка как предмет поклонения (фото 5)

5. Ike Ude, Style File: The World’s Most Elegantly Dressed, Collins Design, 2008, 224 страницы

Волшебная графиня де Кастильоне, без определенного рода занятий, известная романом с Наполеоном III и массой постановочных фотографий, запечатлевших ее красоту (сегодня она бы называлась моделью и стилистом, но в середине XIX века это все было разврат и куртизанство), последние годы жизни провела, затворившись в своем особняке на Вандомской площади, выкрашенном изнутри в черный цвет, без единого зеркала или даже стекла, прогуливаясь исключительно по ночам.

Изабелла Блоу, первооткрывательница МакКуина, стилист, редактор моды и женщина в шляпке из рака, считавшая спортивные штаны годными исключительно для занятий спортом, часто устраивала званые ужины и всем приглашенным предлагала воспользоваться собственным гардеробом, полным Чалаяна и Трейси. В 48, четыре года назад, она наелась пестицидов и умерла.

В общем, очень красивый и очень большой (А2) глянцевый каталог людей, которые каждое (потому что style is a consistent practice; being occasionally stylish is false) утро думают, кем им хочется быть сегодня, и неизменно остаются собой, потому что стиль — это не что, а как, и подарок, но подарок потный такой, трудный и редкий, как талант; подарок, который обязывает.
 

Книжная полка как предмет поклонения (фото 6)

6. My name is Charles Saatchi and I’m a artoholic, Charles Saatchi, Phaidon Press, 2009, 160 страниц

При том что я с некоторым подозрением, eсли не c неприязнью, отношусь к современному искусству, этот небольшой сборник интервью Саатчи (основатель рекламного агенства "Саатчи & Саатчи", один из наиболее влиятельных коллекционеров современного искусства) совершенно прекрасен. Он многое проясняет в искусстве сегодня, но также и просто отличный, непретенциозный чувак, с которым хочется как-нибудь выпить. Например: "Can you tell me anything about yourself that might make me like you? — But why would I care if you like me?" Или: "What keeps you going? — What’s the alternative?"
 

Книжная полка как предмет поклонения (фото 7)

О жанрах книг, преобладающих на полке

Больше бумажных  по искусству и дизайну, конечно. Потому что они красивее и перед ними труднее устоять! И потому что художественную литературу можно читать и на ридере, а картинки хочется смотреть на бумаге. И потому что они часто невоспроизводимы вообще в электронном виде, потому что это не просто текст и картинка, а именно дизайн книги, бумага такая, всякие типографические трюки, тактильное счастье.

О времени на чтение

Вообще не читаю уже пару месяцев, потому что все свободное время, которого и так нет, готовлюсь к вступительным экзаменам на магистратуру, и это невозможно совмещать с восприятием какой-либо дополнительной информации. Очень по этому поводу страдаю и мечтаю, как потом, в декабре, буду праздно валяться и читать непрофессиональное и ненаучное как не в себя.

О самом запойно-читательном периоде жизни

Наверное, так, как я читала в детстве, я уже никогда не читала, хотя если извлечь периоды учебы, я читаю все время, причем очень быстро и подряд. Но именно по ощущениям лет с девяти до одиннадцати я читала в каком-то совсем неимоверном объеме. Раз в неделю ходила в библиотеку со стопочкой.

И во время беременности еще, перелопатила наверное всего Шалева, сначала в переводе, потом в оригинале, очень все его семейные саги на меня умиротворяюще действовали, несмотря на их непременную трагичность.

О влиянии книг из детства

Кажется, никак мои детские увлечения не отразились на том, чем я занимаюсь. Помню, что у меня был период увлечения фантастикой, Беляев взрывал мне мозг. Был период увлечения книгами про животных, всякие Сетон-Томсоны, Джеки Лондоны и журнал "Юный натуралист". До сих пор иногда всплывают в голове какие-то неприкладные факты про тапиров.

Недавно, кстати, купила дочери своей Иве книгу "Лис и Мышонок" Бианки с иллюстрациями Васнецова, потому что, завидев обложку, чуть не завизжала, запах сразу вызвал в памяти трехмерную ситуацию, вспомнила, как я ее обожала и часами могла разглядывать эту картинку с мышиной норой в разрезе, с миллионом подробностей, полочек, баночек, ужасно мне казалось интересным это устройство, такой адаптированный для ребенка архитектурный чертеж.

О перечитывании книг

Нет, не в состоянии перечитывать книги вообще, неинтересно, если я знаю чем дело кончилось. Несмотря на то что я читаю не столько ради сюжета, а ради языка, как-то кажется, что столько еще нечитанного. 

О семейных библиотеках

Книги  это фетиш. В них (сегодня особенно) нет особого смысла, но мы хотим их иметь, даже если ни разу в жизни не возьмем их в руки, однажды прочитав. Я, конечно, хочу, чтобы у меня дома из-за книг стен не было видно. 

О книжном вишлисте

У меня есть вполне конкретный вишлист на "Амазоне". Я туда друзей посылаю перед моим днем рождения.

Книжная полка как предмет поклонения (фото 8)

Книжная полка как предмет поклонения (фото 9)

Подготовила: Людмила Сеньшова

Больше