
Откровения Анри Матисса опубликуют впервые за 70 лет
Запрещенное интервью 1941 года
Анри Матисс в своей студии в Ницце, около 1952 года
"Я делаю вещи хорошо, или не делаю их совсем" — говорил Анри Матисс, возмущенный редактурой своего интервью 1941 года. В нем лидер течения фовистов, икона французской живописи XX века, щедро делился своими мыслями обо всем, от рисования до депрессии. "Вы хотите искалечить мою работу" — говорил художник, когда его оригинальный текст длиной в 310 страниц был сокращен до 260, что было связано с нехваткой бумаги и снижением затрат в военные годы.
70 лет назад откровения Анри Матисса так не были опубликованы — разгневанный художник наотрез отказался делать это. Потребовались долгие годы на переговоры с его семьей и убеждение их в том, что интервью все-таки должно быть выпущено. Как сообщает газета The Guardian, выход книги "Chatting with Henri Matisse: The Lost 1941 Interview" намечен на сентябрь этого года.
В 1941-м с Матиссом пообщался искусствовед и арт-критик из Швейцарии Пьер Куртийон, проведя с художником ряд длительных бесед в Лионе и Ницце. Его архивы, в том числе и это интервью, в 1980 году приобрел Исследовательский институт Гетти. Над сегодняшним изданием интервью потрудился профессор Пьер Гибо. "Опубликовать книгу, запрещенную ее автором — непростая задача. Для этого нужно не только много лет, но и много разговоров" — сказал редактор.
Хотя разногласия с издательством Skira Альберта Скиры произошли из-за объема интервью, были в нем и вещи, которые не хотел публиковать сам Матисс: примерно 25 страниц, включающие резкие комментарии о коллекционерах и арт-дилерах. "Американцы как дети, делают первое, что приходит им в голову" — восклицал художник, будучи в смятении от истории о коллекционере, который повесил картину у себя в ванной комнате. О вторых он отзывался пренебрежительно, говоря: "Чтобы быть хорошим дилером, вам нужно всего лишь знать, как продавать."
Анри Матисс. "Натюрморт с магнолией", 1941
"Я довольно склонен к депрессии и иногда вижу все в черном цвете…" — цитирует The Guardian отрывок из интервью. — "Самым страшным было потерять любовь к работе."
Матисс всю жизнь исследовал экспрессию цвета, работал с яркими красками. Как отмечает в предисловии Пьер Гибо, интервью проливает новый свет на его технику. Матисс говорит, что краски звучат словно музыкальный аккорд, а всю картину целиком — уподобляет симфонии.
Анри Матисс. "Танец", 1910
Анри Матисс. "Красная комната", 1908