«Жажда славы»: 5 причин посмотреть спортивную драму Элайджи Байнума об одержимости совершенством
Фильм Элайджи Байнума «Жажда славы» — о том, куда приводят мечты — стал хитом «Сандэнса» еще в 2023 году. Пугающая лента о бодибилдере, которого губит стремление к совершенству, вышла в российский прокат — в пяти причинах рассказываем, почему ее стоит увидеть на большом экране.
Киллиан Меддокс (Джонатан Мейджорс) мечтает прославиться, попасть на обложки журналов и заиметь толпы фанатов. Он работает в супермаркете и ухаживает за больным дедушкой — единственным родным человеком. Родители Меддокса умерли давно, когда он был еще мальчиком: отец зарезал мать, а после — убил себя. Киллиан все силы вкладывает в бодибилдинг, хотя вернее было бы сказать — в бесконтрольное изнурение самого себя. Он ест невообразимое количество еды, колет стероиды, часами качает мускулатуру. Физические и эмоциональные нагрузки доводят его до предела.
По словам режиссера Элайджи Байнума, ему хотелось рассказать историю героя с недосягаемой мечтой, за которой он гонится в надежде, что ее исполнение подарит ему признание, любовь или человеческую близость. Идея картины пришла Байнуму, когда он ходил в зал и заметил там мужчину, тренирующегося каждый день: «Он обладал какой-то темной энергией, это чувствовалось. В этом маленьком местном зале он казался гигантом. И все остальные ощущали его мрачное настроение, физическую и эмоциональную боль, одержимость совершенством». В результате получился фильм о людях, которые, вместо того чтобы получать удовольствие от работы над телом, демонстрируют нечто похожее на религиозную приверженность.
Киллиан Меддокс (Джонатан Мейджорс) мечтает прославиться, попасть на обложки журналов и заиметь толпы фанатов. Он работает в супермаркете и ухаживает за больным дедушкой — единственным родным человеком. Родители Меддокса умерли давно, когда он был еще мальчиком: отец зарезал мать, а после — убил себя. Киллиан все силы вкладывает в бодибилдинг, хотя вернее было бы сказать — в бесконтрольное изнурение самого себя. Он ест невообразимое количество еды, колет стероиды, часами качает мускулатуру. Физические и эмоциональные нагрузки доводят его до предела.
По словам режиссера Элайджи Байнума, ему хотелось рассказать историю героя с недосягаемой мечтой, за которой он гонится в надежде, что ее исполнение подарит ему признание, любовь или человеческую близость. Идея картины пришла Байнуму, когда он ходил в зал и заметил там мужчину, тренирующегося каждый день: «Он обладал какой-то темной энергией, это чувствовалось. В этом маленьком местном зале он казался гигантом. И все остальные ощущали его мрачное настроение, физическую и эмоциональную боль, одержимость совершенством». В результате получился фильм о людях, которые, вместо того чтобы получать удовольствие от работы над телом, демонстрируют нечто похожее на религиозную приверженность.
Для создания гармоничного визуального ряда члены съемочной команды делились друг с другом огромным количеством референсов — от фото соревнований по бодибилдингу до эпатажных фоторабот Нан Голдин и картин Караваджо. После просмотра «Жажды славы» невольно вспоминаются другие фильмы с травмированными главными героями: «Таксист» Мартина Скорсезе (1976), «Рестлер» Даррена Аронофски (2008), «Джокер» Тодда Филлипса (2019) и, конечно, «Одержимость» Дэмьена Шазелла (2013). Например, Трэвиса Бикла (Роберт Де Ниро) — главного героя «Таксиста» Мартина Скорсезе — можно легко соотнести с Киллианом. У обоих за плечами травма, они чувствуют себя неудачниками и испытывают трудности с коммуникацией (особенно с женщинами). Пассажиры такси не замечают Бикла, Киллиан тоже чувствует себя невидимкой и мечтает, чтобы кто-нибудь его запомнил.
Для создания гармоничного визуального ряда члены съемочной команды делились друг с другом огромным количеством референсов — от фото соревнований по бодибилдингу до эпатажных фоторабот Нан Голдин и картин Караваджо. После просмотра «Жажды славы» невольно вспоминаются другие фильмы с травмированными главными героями: «Таксист» Мартина Скорсезе (1976), «Рестлер» Даррена Аронофски (2008), «Джокер» Тодда Филлипса (2019) и, конечно, «Одержимость» Дэмьена Шазелла (2013). Например, Трэвиса Бикла (Роберт Де Ниро) — главного героя «Таксиста» Мартина Скорсезе — можно легко соотнести с Киллианом. У обоих за плечами травма, они чувствуют себя неудачниками и испытывают трудности с коммуникацией (особенно с женщинами). Пассажиры такси не замечают Бикла, Киллиан тоже чувствует себя невидимкой и мечтает, чтобы кто-нибудь его запомнил.
Премьера фильма отложилась на несколько лет не только в России, но и в мире — за выпуск в прокат бились несколько крупных голливудских студий, и права достались Searchlight, которая планировала выдвинуть картину на «Оскар». Однако исполнитель главной роли Джонатан Мейджорс получил обвинительный приговор за нападение на свою бывшую девушку, и студия отказалась от выпуска. Только 21 марта 2025 года картина вышла в широкий прокат в США благодаря усилиям прокатчика Briarcliff Entertainment. Мы осуждаем насилие, но не можем не отметить актерское мастерство Мейджорса, которому удалось создать многогранного, страшно одинокого героя, за которого зрителю становится по-настоящему больно. Артист поделился, что, как только прочитал сценарий, сразу понял, что в голове его персонажа кроется много секретов. Он сказал, что главной темой фильма для него стала изоляция. «Человеку нужен человек. А перед нами герой, который не может нормально построить связь, коммуникацию с другими. Перед нами американская мечта и то, из чего она состоит: религия, милитаризм, токсичная маскулинность и нехватка любви», — заключил Мейджорс.
Премьера фильма отложилась на несколько лет не только в России, но и в мире — за выпуск в прокат бились несколько крупных голливудских студий, и права достались Searchlight, которая планировала выдвинуть картину на «Оскар». Однако исполнитель главной роли Джонатан Мейджорс получил обвинительный приговор за нападение на свою бывшую девушку, и студия отказалась от выпуска. Только 21 марта 2025 года картина вышла в широкий прокат в США благодаря усилиям прокатчика Briarcliff Entertainment. Мы осуждаем насилие, но не можем не отметить актерское мастерство Мейджорса, которому удалось создать многогранного, страшно одинокого героя, за которого зрителю становится по-настоящему больно. Артист поделился, что, как только прочитал сценарий, сразу понял, что в голове его персонажа кроется много секретов. Он сказал, что главной темой фильма для него стала изоляция. «Человеку нужен человек. А перед нами герой, который не может нормально построить связь, коммуникацию с другими. Перед нами американская мечта и то, из чего она состоит: религия, милитаризм, токсичная маскулинность и нехватка любви», — заключил Мейджорс.
Элайджа Байнум выступил не только режиссером, но и сценаристом проекта, и, по его признанию, прежде чем начать работу над текстом, решил подробно разобраться в тонкостях бодибилдинга: как атлеты готовятся к соревнованиям, как набирают и сбрасывают массу, какие существуют позы, на что обращают внимание судьи. Байнум изучил десятки документальных лент, статей и интервью в поисках ответа на вопрос: что же движет спортсменами? Месяцы тренировок в обшарпанных залах, бесконечное поедание отварной грудки с рисом — ради чего все это? Смогли бы вы ради пары минут на сцене, если вообще на нее попадете, изнурять себя изо дня в день? Режиссер понял, что, скорее всего, у героя должна быть серьезная психологическая травма, а еще проблемы с коммуникацией и, возможно, прошлое, связанное с травлей.
Элайджа Байнум выступил не только режиссером, но и сценаристом проекта, и, по его признанию, прежде чем начать работу над текстом, решил подробно разобраться в тонкостях бодибилдинга: как атлеты готовятся к соревнованиям, как набирают и сбрасывают массу, какие существуют позы, на что обращают внимание судьи. Байнум изучил десятки документальных лент, статей и интервью в поисках ответа на вопрос: что же движет спортсменами? Месяцы тренировок в обшарпанных залах, бесконечное поедание отварной грудки с рисом — ради чего все это? Смогли бы вы ради пары минут на сцене, если вообще на нее попадете, изнурять себя изо дня в день? Режиссер понял, что, скорее всего, у героя должна быть серьезная психологическая травма, а еще проблемы с коммуникацией и, возможно, прошлое, связанное с травлей.
Эта картина, разумеется, не дает простых ответов на вопросы об обществе или болезненной одержимости. Не рассказывает, как быть, если, как и Киллиану, вам хочется, чтобы люди вас полюбили и запомнили. Режиссер не преследовал цель выбить зрителя из колеи, но хотел нарисовать честный портрет человека со своими комплексами и проблемами. «Мы хотим, чтобы зритель погрузился в фильм, чтобы он принял вызов и, наконец, переродился. Даже если человек погружается во тьму и в душе у него остается только один тлеющий уголек, его будет достаточно, чтобы вновь разжечь пламя», — рассказал Байнум. Не будем спойлерить финал, но в конечном итоге лента может вселить надежду и дать силы продолжать бороться, а может, вдохновит на помощь тем, кто испытывает сложности. Ведь, подытоживая цитатой из спектакля «Клоуны» театра «Около», «если мы вас не запомним, то кто вас запомнит? И если вы нас не запомните, то кто нас запомнит?»
Эта картина, разумеется, не дает простых ответов на вопросы об обществе или болезненной одержимости. Не рассказывает, как быть, если, как и Киллиану, вам хочется, чтобы люди вас полюбили и запомнили. Режиссер не преследовал цель выбить зрителя из колеи, но хотел нарисовать честный портрет человека со своими комплексами и проблемами. «Мы хотим, чтобы зритель погрузился в фильм, чтобы он принял вызов и, наконец, переродился. Даже если человек погружается во тьму и в душе у него остается только один тлеющий уголек, его будет достаточно, чтобы вновь разжечь пламя», — рассказал Байнум. Не будем спойлерить финал, но в конечном итоге лента может вселить надежду и дать силы продолжать бороться, а может, вдохновит на помощь тем, кто испытывает сложности. Ведь, подытоживая цитатой из спектакля «Клоуны» театра «Около», «если мы вас не запомним, то кто вас запомнит? И если вы нас не запомните, то кто нас запомнит?»
Другие истории
Подборка Buro 24/7