Поиск

Закон об усыновлении: да или нет?

Закон об усыновлении: да или нет?

5 мнений о самом обсуждаемом законе последнего времени

Несколько дней назад в редакцию Buro 24/7 пришло письмо от американки, которая вместе со своим супругом находится в процессе усыновления 12-летнего мальчика из России. У ребенка серьезное заболевание; потенциальные родители об этом знают и хотят, чтобы мальчик имел возможность бороться с ним, будучи окруженным небезразличными и готовыми помочь людьми. В письме женщина просила нас рассказать, как общество в России реагирует на закон, получивший имя погибшего в июле 2008 года в США, через 4 месяца после усыновления, Димы Яковлева: "Мы можем читать только американскую прессу и с ужасом думаем, что можем потерять нашего мальчика. Пожалуйста, скажите, что не все так плохо". Закончила свое письмо американка следующими словами: "Зная о состоянии здоровья мальчика, мы понимаем, что у него почти нет шансов найти семью в случае принятия законопроекта. Может быть, у вас есть возможность помочь ему найти родителей в России? Мы любим его и не хотим, чтобы он пополнил печальную статистику бездомных или самоубийц".

Закон, ставший ответом на "список Магнитского" и предписывающий запрет на усыновление детей из России американским гражданам, в конце прошлой недели был принят Госдумой в финальном чтении, а значит, стал еще ближе к своему вступлению в силу. Десятки тысяч собранных за отмену закона подписей, реакция СМИ и общества пока остаются замеченными лишь самим обществом и СМИ. Однако подпись, которая отрежет тысячам детей путь в новые семьи, пока не поставлена, и мы не перестаем прилагать усилия к тому, чтобы формулировка ответа на "список Магнитского" была пересмотрена.

Buro 24/7 обратилось за мнением к людям, которым небезразличны судьбы детей, стоящих за принятием закона. Главный редактор GQ Russia и гражданин Америки, обычно отказывающийся от комментариев относительно политики в России, Михаил Идов, член Общественной палаты Российской Федерации, телеведущая Тина Канделаки, мама двоих детей Елена Перминова, мама троих детей, один из которых приемный, супруга баскетболиста американского клуба Minnesota Timberwolves Андрея Кириленко, соосновательница благотворительного фонда "Кириленко детям" Мария Лопатова и главный редактор российского Hello, мама двоих детей Светлана Бондарчук. Все они высказали свое отношение к закону.

Закон об усыновлении: да или нет? (фото 1) 

Тина Канделаки:

"Я против этого закона и тем более против его принятия в тот момент, когда некоторые дела по усыновлению российских детей американцами находятся уже на завершающей стадии. Мне как матери вообще трудно представить, что дети могут жить без родителей, а в нашей стране много больных сирот: усыновляют их исключительно иностранцы. Достоевский говорил: "Мировая гармония не стоит слезинки одного ребенка". Не хочу занимать радикальных сторон, но будет неправильно, если закон станет репрессивным инструментом в руках чиновников.

К тому же при желании люди все рано найдут обходные пути, например, изменят гражданство ребенка перед усыновлением. Этим законом чиновники просто создали новую отрасль криминального бизнеса. В нашей стране все, что нельзя сделать бесплатно, можно сделать за деньги. Усыновление российских сирот американцами по-прежнему останется, просто теперь оно будет стоить дороже. Американцы все равно будут усыновлять российских детей. Только теперь это будет сложнее, дороже и, главное, криминальнее. Очень жаль".

 Закон об усыновлении: да или нет? (фото 2)

Михаил Идов:

"Нелепо объяснять, почему этот законопроект циничен, бесчеловечен и так далее — это понятно даже большинству голосующих за него депутатов. (Согласно уже действующему законодательству иностранные граждане имеют право претендовать только на усыновление детей, от которых отказались россияне; простейшая логика подсказывает, что любой дальнейший запрет вредит только самим детям.) Поэтому остановимся на другом аспекте федерального закона №186614-6: на поразительной его халтурности. Что бы вы ни думали о законе Магнитского, он готовился и обсуждался годами. Ответная же мера сымпровизирована в считаные дни, ответной является только в головах авторов (Америка ее просто не заметит) и основана, в подтверждение худших стереотипов о России, целиком на "понятиях" и эмоциях. В любых других обстоятельствах это было бы даже забавно. Но здесь, увы, классический импульс "назло бабушке отморожу уши" превратился в "назло бабушке отрежу уши внуку", и смеяться стало решительно не над чем".

Закон об усыновлении: да или нет? (фото 3)

Мария Лопатова:

"Меня мало интересует политическая подоплека этого вопроса: я аполитичный человек. Но с точки зрения морали он ущемляет права американцев перед, например, японцами или европейцами. С другой стороны, есть и положительный момент: может быть, россияне наконец начнут сами усыновлять детей? Я не понаслышке знакома с этой процедурой и знаю, что усыновить русского ребенка гражданам России не стоит ни копейки. И это очень правильно; желание стать для кого-то родителями должно идти от сердца и с деньгами связано быть не может.

Но в России тысячи детей нуждаются в семье, в родителях, в доме, в то время как в Америке нет даже такого понятия, как детский дом. Надеюсь, принятие этого закона может дать импульс хотя бы к тому, чтобы возможность усыновления рассматривало большее число российских граждан. Если мы считаем, что американцы не достойны быть родителями русским детям, давайте сделаем так, чтобы мы сами были достойны своих детей".

 Закон об усыновлении: да или нет? (фото 4)

Елена Перминова:

"Дима Яковлев погиб в США из-за халатности его приемного отца пять лет назад. Все эти годы Госдума не принимала никаких законов на эту тему. Многие дети, которых усыновляют американские семьи, — это инвалиды с врожденными патологиями. В России они не могут найти семьи, которые были бы готовы принять их, как родных, и обеспечить им уход и лечение. Несколько лет назад те же депутаты, которые стали инициаторами "закона Димы Яковлева", фактически уничтожили в России систему патронатных семей и 19-й детский дом в Москве. Сотрудники именно этого учреждения помогали детям-инвалидам и подросткам обрести семью. Теперь, "благодаря" принятому сегодня закону, такие дети оказываются обреченными на мучительное существование в ужасных условиях детских домов и нищенским медицинским обслуживанием. Что здесь еще скажешь? Я очень надеюсь, что президент все-таки наложит вето".

Закон об усыновлении: да или нет? (фото 5)

Светлана Бондарчук:

"Если наш президент ратифицирует закон "Димы Яковлева", мне кажется это будет большой ошибкой! Сегодня Россия, к сожалению, не готова обеспечить детям сиротам, особенно инвалидам, не то чтобы достойную жизнь и образование, но даже уход из жизни без боли и страданий! Я никому не открою секрета, если скажу, в каком удручающем состоянии находятся наши детские дома и вообще какие условия созданы для детей-инвалидов. Поговорите с Павлом Астаховым, а лучше пусть он выложит фотографии детских домов и специализированных детских учреждений по всей стране у себя в Twitter, и реальная картина происходящего будет у всех перед глазами. А я знаю это не понаслышке, так как моя дочь имеет проблемы со здоровьем и в то время, когда она была маленькая, я часто сталкивалась с отказниками, судьба которых в нашей стране очень тяжелая.

Патриотическая идея о том, что наша большая и богатая страна, по крайней мере ресурсами, может сама помочь этим детям, чудесна, но реальность такова, что сегодня это не так. Прежде чем мы примем представленный закон, надо подготовить для него платформу, а на это может уйти не год, не два и даже не пять.

Я была в студии "Дождя", где участвовала вместе с депутатами в обсуждении принятого закона. Я честно сказала им, что могу помогать больным детям, но сегодня не готова усыновить или удочерить хотя бы одного из них. И каждому из тех, кто принял этот закон, я задала вопрос: "Вы готовы?" Они честно ответили, что нет. И большинство скажет "нет", поэтому такой закон не имеет права на существование.

Может быть, в дальнейшем наша страна будет сама воспитывать таких детей и отпускать их во взрослую жизнь, но сегодня, когда даже храм Христа Спасителя не предусмотрен для того, чтобы в него могли заехать инвалиды-колясочники, мы не готовы.

Всюду приводится статистика: за последние 15 лет американцы усыновили около 60 тысяч детей — в 19 случаях дети погибли. Конечно, каждая такая история чудовищна, тем более если виновные, как в случае с Димой Яковлевым, остаются безнаказанными. Однако в России подобная статистика не ведется вообще. Многие усыновляют в корыстных целях, ради пособий, и в дальнейшем эти дети воспитываются далеко не в лучших условиях.

Я много раз была в Чечне, где вообще нет детских домов, — все дети живут в семьях. И у нашей страны есть потенциал, чтобы так было везде. Но пока это не так, и мы к этому закону не готовы".


Подготовила: Анна Вельмакина

Больше