
«Back to Black», «Rehab» и «Valerie»: за какие треки мир должен благодарить Эми Уайнхаус
14 сентября знаменитой британской певице могло бы исполниться 42 года. Эми ушла из жизни, когда ей было всего 27, но ее музыку помнят, включают на вечеринках и исполняют до сих пор. Рассказываем о семи песнях Уайнхаус, которые вы обязательно должны послушать.

АЛЬБОМ «FRANK» И НАЧАЛО КАРЬЕРЫ
За свою недолгую жизнь Уайнхаус выпустила лишь два альбома. «Frank» — когда ей было всего 19 лет, вскоре после того, как она подписала первый большой контракт — с Саймоном Фуллером, легендарным британским продюсером, в 1990-е запустившим карьеру Spice Girls. Пластинка создавалась под сильным влиянием джаза — жанра, который Эми любила с детства (ее родственники по материнской линии были джазовыми музыкантами), а название отсылает в том числе к Фрэнку Синатре, одному из ее кумиров.
После релиза критики сравнивали восходящую звезду с дивами вроде Нины Симон и Эрики Баду. Сама певица, впрочем, не была до конца довольна дебютом. «Некоторые песни на этом альбоме заставляют меня, черт возьми, испытывать горечь, — говорила она. — Я никогда не слушала его целиком от начала до конца, у меня его даже дома нет. Маркетинг был в ж***, промоушен был ужасный, во всем был бардак».
Эми Уайнхаус в детстве
Источник: @amywinehouse



Съемка фотографа Чарльза Мориарти незадолго до выхода дебютного альбома Уайнхаус, здесь ей 19 лет
Источник: @amywinehouse

Альбом «Frank»
Источник: официальный сайт певицы
Несмотря на это, на родине Эми в Британии «Frank» стал трижды платиновым, а Уайнхаус превратил в нового кумира британцев. Простая, прямолинейная (в интервью она спокойно рассуждала о выпивке и прелестях случайного секса), при этом очевидно самобытная и талантливая, она казалась новой не то Патти Смит, не то Эллой Фицджеральд.
Эми в юности
Источник: @amywinehouse
ВТОРОЙ АЛЬБОМ И СМЕРТЬ
Второй альбом «Back to Black» вышел в 2006 году при участии звездного продюсера Марка Ронсона и поднял ставки еще выше. В нем певица решила частично отойти от джаза, а в качестве источников вдохновения выбрала поп-музыку 1950–1960-х гг., особенно девичьи группы вроде The Ronettes и The Supremes. К моменту записи пластинки Уайнхаус уже успела стать героиней таблоидов. Слава давалась ей тяжело: она много пила, употребляла тяжелые наркотики и часто публично выясняла отношения с бойфрендом, а затем мужем Блейком Филдером-Сивилом. Их мучительные и явно созависимые отношения сперва привели к свадьбе в 2007 году, но в итоге закончились скандальным разводом в 2009-м. События турбулентной для Эми середины нулевых нашли отражение в текстах песен «Back to Black», «You Know I’m No Good» и «Rehab». За альбом Уайнхаус получила пять премий «Грэмми». На церемонию вручения в США приехать правда не смогла: певицу не пустили в страну из-за того, что она провалила тест на наркотики. Произносить благодарственную речь и петь ей пришлось по телемосту.




Съемка Брюса Вебера для Vogue, 2007 год
Источник: @amywinehouse
Источник: @amywinehouse

Тем не менее альбомы и песни Эми Уайнхаус любят и слушают до сих пор. Если бы не она, музыка XXI века была бы другой. Возможно, не так удачно сложились бы карьеры Адель, Cэма Смита, Ланы Дель Рей и даже Билли Айлиш. Стиль последней кажется совсем далеким от лиричного соула, который исполняла Эми, но даже Билли признавалась, что музыка Уайнхаус серьезно на нее повлияла. «Когда кто-нибудь перечисляет исполнителей, которые сформировали их стиль, Эми всегда есть в этом списке. И это неудивительно. Буквально все в ней было вдохновляющим. Она была невероятной», — сказала Билли в интервью The Spin в 2019 году.
Обложка альбома «Back to Black»
Источник: официальный сайт певицы


Эми в объективе фотографа Кэролайн Дженогли, 2004 год
Источник: @amywinehouse


«YOU SENT ME FLYING»
2003 год


Съемка фотографа Алексиса Мэриона, 2003 год
Источник: @amywinehouse
Источник: @amywinehouse
Трек вышел на дебютном альбоме «Frank», а затем выпущен как b-side к синглу «In My Bed». Сам сингл дебютировал лишь с 60-го места британского чарта, а эта пронзительная баллада так и осталась одной из самых недооцененных в дискографии Эми. Это, впрочем, совсем не умаляет ее достоинств. «Одолжила тебе свой диск „Outsidaz“ и новую пластинку Баду, пока думала, что ты ни о чем не догадываешься, — поет она под обманчиво простые фортепианные аккорды. — Тяжело рассортировать все файлы с твоим голосом в моей голове, поэтому я просто подкупила тебя красными „Мальборо“ под лестницей». Ко второму припеву добавляется секция ударных, и то, что поначалу казалось тягучей джазовой балладой в духе Билли Холидей, превращается в микс из расслабленного R&B и соула, а хрипловатое контральто Уайнхаус в некоторых местах внезапно срывается на хрупкий фальцет.
Эми никогда не пела о счастливых отношениях, и эта композиция не исключение. Лирический герой «в грязных джинсах и уродской майке» преподает влюбленной в него героине жестокий урок — и «посылает ее так, что она летит прочь».

Источник: giphy.com


2006 год
«REHAB»


Источник: @amywinehouse
Источник: @amywinehouse
Первый сингл с альбома «Back to Black» и первый большой хит Эми Уайнхаус. И в Великобритании, и в США песня — впервые в карьере певицы — попала в десятку чартов, а позже получила три статуэтки «Грэмми».
Звучит композиция обманчиво весело, но текст проникнут грустью и горькой иронией. В нем Эми рассказывает, как менеджеры убеждают ее пройти наконец реабилитацию и избавиться от зависимостей, но она отказывается. «Я лучше побуду дома с Рээм», — поет Уайнхаус, отсылая к легендарному Рэю Чарльзу. На живых выступлениях она иногда заменяла его имя на «Блейк» — имя мужа. По словам продюсера и друга Эми Марка Ронсона, сотрудникам лейбла певица заявила, что страдает от любви, а против этого не существует реабилитационных программ. «Они пытались отправить меня в рехаб, но я ответила: "Нет, нет, нет, нет"», — так она пересказала ему этот разговор. Услышав фразу из ее уст, Ронсон тут же понял, что она может стать первой строчкой песни — так оно в итоге и вышло.



Источник: giphy.com

2007 год
«BACK TO BLACK»


Источник: @amywinehouse
Эми на вручении премии Brit Awards, 2007 год
Источник: @amywinehouse
Песня, которая стала визитной карточкой для Эми и дала название ее самому успешному альбому, а затем и байопику авторства Сэма Тейлора-Джонсона, вышедшему в 2024 году. Пронзительная баллада о расставании посвящена отношениям Эми с Блейком Филдером-Сивилом. «Мы попрощались только на словах, а я уже умерла тысячу раз. Ты вернешься к ней, а я вернусь обратно во мрак», — строчка из припева, пожалуй, стала самой известной у Уайнхаус. В день смерти певицы статусы с этой цитатой заполнили соцсети пользователей по всему миру. К слову, как ни печально это признавать, но настоящим хитом «Back to Black» стала уже когда автора не было в живых: 23 июля 2011 года после трагических новостей баллада впервые попала в первую десятку в чартах Великобритании и США.
За 18 лет с момента релиза композицию не раз перепевали другие исполнители. Так, на фестивале в Гластонбери в 2019 году ее спела живьем Майли Сайрус, а в 2013-м трек записали дуэтом Бейонсе и Andre 3000 — кавер-версия вошла в саундтрек фильма База Лурмана «Великий Гэтсби».



Источник: giphy.com
«YOU KNOW I'M NO GOOD»

2007 год


Эми с мужем
Источник: tumblr @amywinehousequeen
Свадьба Эми Уайнхаус и Блейка Филдера-Сивила, 2007 год
Источник: tumblr @amywinehousequeen
Песня вышла вторым после «Rehab» синглом с альбома «Back to Black» и закрепила имидж Эми как главной «плохой девчонки» шоу-бизнеса. В середине нулевых, когда в моде был гламур, а поп-звезды в текстах описывали весьма приукрашенную версию действительности, Уайнхаус снова откровенно пела о собственных проблемах и провалах. «You Know I’m No Good» — о том, как лирическая героиня изменяет возлюбленному с бывшим, а потом объясняет партнеру, что большего от нее и ждать не стоило: «Я ведь говорила тебе, что я одна сплошная проблема. Ты знаешь, я нехорошая».
В Британии песня добралась до первой строчки R&B- и Hip-Hop-чарта, а американский Entertainment Weekly поставил ее на второе место в списке лучших треков 2007 года (первое досталось Рианне и ее «Umbrella»). Позднее на нее вышел ремикс с участием рэпера Ghostface Killah, а кавер-версию на «You Know I’m No Good» исполнили на своем концерте Arctic Monkeys.



Источник: giphy.com
«LOVE IS A LOSING GAME»

2007 год


Источник: giphy.com
Последний сингл со звездного альбома «Back to Black» и последний же, выпущенный при жизни Эми. Песня добралась лишь до 33-й позиции в британском чарте, но это не помешало ей заслужить всеобщую любовь. Любимейшей ее, например, назвал Джордж Майкл в эфире программы Desert Island Discs на радио BBC, кавер на «Love is a Losing Game» исполнял на своих концертах Принс (однажды им с Эми даже удалось спеть ее дуэтом), а почти десять лет спустя свою версию выпустил Сэм Смит на делюкс-издании альбома «In The Lonely Hour». Текст настолько грустный и поэтичный («Хоть я и самоотверженно сражалась, любовь заставляет покориться судьбе. Воспоминания доводят меня до безумия, любовь заставляет покориться судьбе»), что в 2008 году по нему сдавали экзамен студенты Кембриджа — им предложили написать по песне эссе и сравнить ее со стихотворением поэта XVI века сэра Уолтера Рэли «Как вы пришли с Святой Земли...».
В 2021 году, к 10-летней годовщине со дня смерти Уайнхаус, The Guardian выпустил список из 20 ее лучших композиций — «Love is a Losing Game» заслуженно получила первое место. «[Песня] звучит как золотой стандарт джаза и соула; так, словно она существовала уже десятилетиями, а не как современный трек, написанный 23-летней девушкой», — заключил обозреватель Алексис Петридис.

«VALERIE»

2007 год




Эми и Марк Ронсон
Источник: @amywinehouse
Источник: tumblr @amyjdewinehouse
Песня, которую журнал Rolling Stone назвал «единственной заслуживающей внимания записью Эми Уайнхаус, выпущенной после пластинки „Back to Black“». Изначально ее написали британские рокеры The Zutons в 2006 году, она вошла в их третий студийный альбом. Валери — имя подруги фронтмена Дейва Маккейба (позднее выяснилось, что речь идет о визажистке Валери Стар). У девушки возникли проблемы с законом из-за вождения в нетрезвом виде, и в песне автор признается, что скучает, мечтает, чтобы она поскорее выпуталась из щекотливой ситуации и его навестила. В оригинале «Valerie» — задорный панк-рок.
Год спустя Марк Ронсон задумал альбом кавер-версий гитарных композиций и решил, что один из треков непременно запишет вместе с Эми. Певица, которая к этому моменту была большой поклонницей «Valerie» (чуть ранее она даже исполнила ее акустическую версию в студии BBC), предложила для коллаборации именно эту песню. Ронсон признавался, что сперва сомневался, подойдет ли композиция для голоса Уайнхаус, но в итоге все-таки согласился — и не прогадал. Трек, который теперь звучал чуть расслабленнее и меланхоличнее, добрался до второй позиции в чартах. Сегодня для большинства меломанов «Valerie» — песня Эми Уайнхаус, пусть это и не вполне справедливо.

«LIKE SMOKE» FEAT. NAS


Эми в объективе Брюса Вебера
Источник: @amywinehouse
Эми Уайнхаус и Nas
Источник: Billboard

Эми, сын Боба Марли Дэмиан (слева) и Nas
Источник: tumblr @amywinehousequeen
В декабре 2011 года, через пять месяцев после смерти Эми, вышел сборник ее неизданных треков «Lioness: Hidden Treasures». По продажам он обогнал прижизненные пластинки: возглавил британский альбомный чарт, а в США дебютировал на пятой строчке Billboard 200. Одна из его композиций — «Like Smoke», дуэт Эми с ее любимым рэпером и близким другом Nas (его настоящее имя — Насир Джонс).
Песня не единственный плод сотрудничества двух музыкантов. До этого Уайнхаус использовала сэмпл из трека Nas «Made You Look» для композиции с альбома «Frank» «In My Bed». Вместе они также записали «Сherry Wine» и «Find My Love». Первая позднее вышла в альбоме Nas, вторая — в альбоме продюсера Салаама Реми. Также Джонс утверждал, что именно о нем написана баллада Эми с альбома «Back to Black» «Me & Mr Jones».
«Like Smoke» — нетипичный для Уайнхаус, почти танцевальный R&B-трек, в котором два больших куплета — это рэп Насира. Текст, впрочем, вполне в духе Эми. «Не хочу впасть в зависимость от твоего графика и от того, на кого ты тратишь свое время, — поет она. — Не хочу потерять твою любовь. Словно дым, я растворяюсь в окружающем тебя воздухе, лишенная равновесия».
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7