

T
Делать постсоветские коды гламурными и быть хорошим другом: чему нас научила эпоха Демны Гвасалии в Balenciaga
В 1967 году Кристобаль Баленсиага ушел из моды и закрыл ателье — с тех пор его именной бренд не показывал кутюрных коллекций до июля 2021 года, когда линию высокой моды возродили специально для Демны Гвасалии, занявшего пост креативного директора в 2015-м. В Париже завершился последний показ грузинского дизайнера для дома — шоу ознаменовало конец его эпохи в Balenciaga. По такому случаю решили проанализировать, чему мы научились у Демны за прошедшие десять лет. Спойлер: не только носить оверсайз и не мыть кроссовки.


Энтони Ваккарелло для Vogue, 2018
ДЭМНА ГВАСАЛИЯ
Источник: WWD
ДЭМНА ГВАСАЛИЯ
Источник: Harper's Bazaar
ИГРАТЬ С ПРОПОРЦИЯМИ

Деконструировать анатомию одежды и пропорции человеческого тела в ней Демна начал с первых же образов дебютной коллекции для бренда — осенне-зимней 2016 года. Кристобаль Баленсиага был мастером объема: его культовые силуэты — кокон, бэби-долл, баллон, «баррель» — ломали привычные контуры фигуры. Демна же возвращался к этим архивам не буквально, а концептуально — он сохранял логику скульптурности, но доводил ее до абсурда. Например, делал из просто широких плеч каркасные и завышенные, максимально отстранял спину от тела, а рукава уводил вниз, создавая ощущение, что фигура сдвинулась или провалилась внутрь вещи.




Лукбук pre-fall 2020
Источник: Vogue
Лукбук кутюрной коллекции осень-зима 2023
Источник: Vogue


Показ весна-лето 2020
Источник: Vogue
Показ осень-зима 2016
Источник: Vogue
Анок Яй в Balenciaga
Источник: Vogue
Фиби Уоллер-Бридж в Balenciaga
Источник: Vogue
ДЕЛАТЬ ПОСТСОВЕТСКИЕ КОДЫ
ГЛАМУРНЫМИ


С приходом Демны в Balenciaga (и Лотты Волковой на роль его партнера-стилиста) постсоветские коды впервые прозвучали на мировой модной арене не как экзотика, а как новая эстетическая система. Коллекции дизайнера грузинского происхождения насыщены визуальными цитатами из 1990-х и нулевых — эпохи, когда в странах бывшего СССР стал бурно развиваться капитализм. Спортивные костюмы в качестве образа на любой случай, цветочный принт то ли с платья любимой бабушки, то ли со скатерти, а клетчатый — точно с рыночных мешков, пуховики как из детства. Эти и другие коды Гвасалия переосмыслял, с одной стороны, с иронией, а с другой — с трепетной ностальгией. В весенне-летней кампании 2017 при желании даже можно увидеть отсылку к коврам на стенах, только вместо восточных и замысловатых они серые и брендированные.


Рекламная кампания осень-зима 2017



Генеральный директор автопарка Фил Логос и операционный менеджер Мэтт Логос в Balenciaga
Источник: Vogue
Лукбук pre-fall 2018
Источник: Vogue

Лукбук весна-лето 2021
Источник: Vogue
Показ весна-лето 2017
Источник: Vogue
Рианна в Balenciaga
Источник: GETTY
Создавать сет-дизайны, которые у всех на слуху


На показе весенне-летней коллекции 2025 Balenciaga лакированный паркет превратился в подиум и концептуально представлял собой длинный обеденный стол — как тот, на котором маленький Демна устраивал первые модные показы, пусть и картонных коллекций, для своей бабушки. Но это лишь один из ярких сет-дизайнов, которыми запомнится эпоха Гвасалии. В числе других декораций были, например, снежная буря, дождь, размывающий тропу под ногами моделей в грязь, экраны биржи Уолл-стрит и бульвар Виндзор в Лос-Анджелесе, над которым возвышалась надпись Hollywood.
Показ
ВЕСНА-ЛЕТО 2023
Источник: Vogue
Показ осень-зима 2022
Источник: Vogue




Показ pre-fall 2024
Источник: Vogue
Показ весна-лето 2025
Источник: Vogue
Показ весна-лето 2019
Источник: Vogue
ПОКАЗЫВАТЬ
НЕИДЕАЛЬНОСТЬ


Если Кристобаль Баленсиага стремился к совершенству, Демна, напротив, искал выразительность в напряжении, искажении и неидеальности. Лукбук снят в примерочной на iPhone, платье посажено с помощью скотча, кроссовки состарены и испачканы, мешковатость лишена ухоженности, сочетания нарочито некомплементарные, а лица моделей — настоящие, без макияжа, филлеров и с яркой индивидуальностью. И пусть для бэк-команды за такой несовершенной картинкой стоит очень много работы, для зрителя это — разрешение остановиться в гонке за идеалом, с удовольствием существовать в мире трещин и видеть красоту не только там, где она конвенциональна.

Из серии Relics Леопольда Дюшемина для Balenciaga Источник: @balenciaga
Лукбук pre-fall 2023
Источник: Vogue

Лимитированные кеды Balenciaga, которые продавались за 1 850 долларов в 2022 году
Источник: Vogue
Анджелина Кендалл для Vogue в Balenciaga
Источник: Vogue




Показ весна-лето 2018 Источник: Vogue
Показ весна-лето 2020
Источник: Vogue

ценить
анонимность

Конечно, идея анонимности в моде не нова и прежде всего ассоциируется с Мартином Маржелой. Однако этот жест за последнее десятилетие настолько вышел из моды, что маски, натянутые до глаз воротники, полностью закрывающие голову капюшоны вызвали довольно бурную реакцию. Кульминацией стал, разумеется, выход на Met Gala 2021 Ким Кардашьян — синоним популярности — в образе инкогнито. Демна объяснял, что хочет таким образом убрать из моды «персональную громкость», а мы позволим себе вынести из этого урок: освобождаться от давления «быть кем-то».

Ким Кардашьян на Met Gala 2021
Источник: Vogue
Ким Кардашьян на Met Gala 2021
Источник: Vogue




Показ resort 2022
Источник: Vogue
Лукбук pre-fall 2019
Источник: Vogue
Лукбук весна-лето 2021
Источник: Vogue
Лукбук осень-зима 2022
Источник: Vogue
ИМИТИРОВАТЬ «на скорую руку»

Одним из главных трюков Демны стало создание вещей, которые выглядели как сделанные в спешке, на коленке, почти случайно. Платья дизайнера шили из множества бра или лоскутов разных принтов и фактур, а эффект на брюках заставлял думать, что поверх них надеты бриджи и шорты. Для кутюрной линии же Гвасалия мог создать вечернее платье из разрезанных худи, сохранив манжеты и капюшоны. Эффект усиливали стилевые комбинации, будто собранные из элементов, нечаянно найденных на полу, и натянутые впопыхах, которые привнесла Лотта Волкова.

Показ осень-зима 2024





Рианн Ван Ромпей в Balenciaga с Лукой Саббатом
Источник: Vogue
Пивоварова в Balenciaga
Источник: Vogue
Показ menswear весна-лето 2018
Источник: Vogue
Показ осень-зима 2017
Источник: Vogue
Показ весна-лето 2018
Источник: Vogue


носить металлик
Лукбук кутюрной коллекции осень-зима 20234
Источник: Vogue
В работах Демны для Balenciaga серебро и золото становились то нарочито роскошными, то пугающе холодными. Драпированные ткани, похожие на смятые листы фольги, покрытые плотным слоем пайеток платья видели уже множество раз, и их логичным продолжением стал финальный образ кутюрной коллекции осень-зима 2023. Металлическая конструкция, напоминающая рыцарскую броню с пышной юбкой, однозначно дала понять, что металлик — не только способ блистать, но и защитная оболочка.
Saint Laurent, весна-лето 2017

Лукбук кутюрной коллекции осень-зима 2024
Источник: Vogue
Saint Laurent, весна-лето 2018


Серена Уильямс в Balenciaga на Met Gala

Лукбук весна-лето 2022

Вайншток и Элла Ричардс в Balenciaga
создавать
запоминающиеся приглашения
Показ осень-зима 2020
Вот, у кого стоит поучиться, если вы планируете удивить гостей предстоящей свадьбы или другого события. С подачи Демны роль приглашений выполняли покрытые царапинами iPhone 6S с разбитыми экранами, чеки, кассеты, билеты на самолет, мятые кошельки, пачки купюр, состаренные ключи, коробки eBay, энергетические батончики, помолвочные кольца и даже хинкали. А гостям последнего показа разослали катушки ниток, форма и пропорции которых повторяют те, что используют в парижском ателье бренда.



Приглашение на показ осень-зима 2024 Источник: соцсети
Приглашение на показ весна-лето 2023 Источник: соцсети
Приглашение на показ осень-зима 2022
Источник: соцсети


Приглашение на показ весна-лето 2024
Источник: соцсети
Приглашение на показ весна-лето 2022
Источник: соцсети

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ С АКСЕССУАРАМИ
При Демне Balenciaga превратился в фабрику виральных аксессуаров, где каждый предмет мог стать мемом — и объектом желания. Все началось с кроссовок Triple S, задавших моду на «уродливую» обувь с гипертрофированной подошвой. Из них затем родились модели Track, Defender и даже стилизованные под носки Speed Trainers. Сумки тоже играли на грани: мусорный мешок Trash Pouch, виральная Rodeo с брелоками, клатч в виде пакета Lay’s. К слову, последний увидели на подиуме после того, как снимки самого Гвасалии на показе учеников Антверпенской академии с пачкой чипсов разлетелись по соцсетям. Нельзя не упомянуть и очки-маски, закрывающие половину лица — символ защиты от гипервидимости и просто очень заметный аксессуар.
Показ menswear осень-зима 2017
Источник: NSS Magazine


В феврале 2024 года Ваккарелло расширит сферу своего влияния и откроет Saint Laurent Babylone — магазин, полностью посвященный искусству, книгам и культуре. Локацией не случайно (впрочем, Энтони ничего не делает просто так) выберут улицу Гренель в 7-м округе Парижа, а название будет отсылать к связи Сен-Лорана и Берже с районом Севр-Бабилон (в 1970 году пара переехала в дом 55 на улице Бабилон). Ваккарелло превратит пространство в свежую версию легендарного бутика готовой одежды Rive Gauche, который Сен-Лоран открыл в 1966 году и который позже обосновался в этом же районе.
Демна Гвасалия с пачкой чипсов, июнь 2022 года
Источник: соцсети
клатч Lay’s на показе весна-лето 2023
Источник: GETTY



Кендалл Дженнер в Аспене в очках Balenciaga
Источник: Getty


Сумка Trash Pouch
Источник:HYPEBEAST
Trash Pouch на показе осень-зима 2022
Источник: VOGUE
Показ осень-зима 2018
Источник: VOGUE
Ким Кардашьян с Rodeo Bag в рекламной кампании

применять антикризисный маркетинг

Карьера Демны в Balenciaga пережила громкий удар в конце 2022 года, когда в интернете вспыхнул скандал, связанный сразу с двумя кампаниями бренда. Одна — Gift Shop, где дети позировали с плюшевыми мишками в нарядах, напоминающих БДСМ-атрибутику. Другая — весна-лето 2023 в интерьерах офиса, где в кадре, помимо деловой мебели и моделей, оказались фрагменты судебных документов, связанных с вопросами сексуального насилия над детьми. Марку обвинили в безответственности, Гвасалию — в сознательной провокации.


Кадры кампании Gift Shop к запуску раздела подарков, 2022 год
Заявление Ким Кардашьян
Источник: @kimkardashian

Реакция Balenciaga последовала быстро: дом подал иск против продакшен-студии, удалил снимки, дважды извинился. В ответ Ким Кардашьян — самое популярное лицо дома — заявила, что пересмотрит отношения с брендом. Демна же опубликовал личное извинение и ненадолго затих. В январе феврале дизайнер дал интервью Vogue, где объяснил, что кампании снимались в разное время, не были связаны между собой, а все случившееся — результат невнимательности, а не тайных смыслов и намеренной провокации. После бренд начал действовать системно: реструктурировал фотоотдел, ввел многоступенчатую проверку визуалов и отказался от неоднозначных способов привлечь внимание — пусть эти кампейны, по словам Демны, и не были из таких.
Официальные заявления Balenciaga Источник: соцсети


Рекламная кампания весна-лето 2023
Личное извинение Демны Гвасалии Источник: соцсети
БЫТЬ ХОРОШИМ ДРУГОМ
Несмотря на репутацию модного провокатора, Демна всегда оставался трепетным в отношении людей, к которым испытывал уважение или привязанность. Он многократно звал в кампании и на показы Изабель Юппер — она стала не просто лицом Balenciaga, а символом его идеального образа взрослой, интеллектуальной элегантности. Регулярно работал Гвасалия и с 55-летней финской моделью Минтту Весалой, сделав ее своей музой. Одевал Мишель Йео еще до ее «Оскара», а Ренате Литвиновой создавал театральные образы и всегда делал приглашения на показы — как во фронтроу, так и на подиум. Это были не случайные селебрити-камео, а жесты благодарности, сотворчества и лояльности — в индустрии, где таких вещей все меньше.


Минтту Весала в Balenciaga Couture для обложки Re-Edition
Минтту Весала на подиуме Balenciaga Источник: Vogue


Образы авторства Демны Гвасалии для спектакля Monstre Sacré Ренаты Литвиновой
ИзИзабель Юппер в Balenciaga для Purple Magazine, октябрь 2024 года
Источник: Purple Magazine
Изабель Юппер в Balenciaga на Каннском кинофестивале
Источник: Getty


мМишель Йео на Oscars 2024
Источник: Getty
Николь Кидман в Balenciaga на Met Gala 2025
Источник: Getty

оставаться
верным мечте
В завершение своей эпохи в Balenciaga Демна Гвасалия дал всем наблюдателям заряд мотивации. Дизайнер показал email с отказом в стажировке в бренде, куда он подавался в далеком 2007 году — сразу после окончания Королевской академии изящных искусств в Антверпене. «Я проходил собеседование на стажировку в отдел мужской линии одежды, и, к счастью, меня отвергли». К счастью? «Конечно! Потому что мой профессиональный путь сложился бы совершенно иначе, если бы меня приняли», — сказал дизайнер в недавнем интервью Vogue.
Письмо с отказом в стажировке в Balenciaga, 2007 год
Источник: Vogue
красиво
подводить итоги


Упомянутую беседу с Vogue приурочили к открытию ретроспективной выставки, охватывающей десять лет Демны в Balenciaga. Она проходит в штаб-квартире Kering в Париже на улице Рю-де-Севр и закроется уже сегодня, 9 июля, в день последнего показа дизайнера для бренда. Экспозиция представляет 101 объект из 30 коллекций: подиумные образы, аксессуары и обувь, многие из которых сопровождаются аудиокомментариями, записанными голосом дизайнера.

Скульптура Демны работы Марка Дженкинса
Источник: Vogue
Прототип модели Triple S
Источник: VOGUE


Чтобы не гадать, какая атмосфера царит в здании бывшей часовни, попросили рассказать очевидца — подругу редакции BURO. Алису Калинину. «Они допустили желающих на территорию своего офиса, подобрали для первого зала с приглашениями на показы красивую, завораживающую оркестровую музыку, представили виральные изделия на двух длинных подиумах, скрещенных под прямым углом», — рассказала она. На выходе Алисе вручили полноценный глянцевый номер с фото и описанием всех экспонатов. «В какой-то момент даже поймала себя на чувстве стыда, что я так долго не понимала, за что можно любить Balenciaga Гвасалии. Изменить мнение помогли переезд в Париж и эта ретроспектива», — добавляет Калинина.
Выставка-ретроспектива Демны в Balenciaga
Источник: WWD
Приглашение на последний показ Гвасалии для Balenciaga как экспонат
Источник: предоставлено алисой калининой
Выставка-ретроспектива Демны в Balenciaga
Источник: VOGUE