Поиск

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России

Текст: Ева Эль-Байаа

T
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 1)

В прошедшее воскресенье отмечали День защиты детей — праздник, в который принято не только одевать ребенка в самое нарядное и вести в парк аттракционов, но и говорить о правах младших, образовании, безопасности и, конечно, будущем. В редакции BURO. по такому случаю решили поднять более узкую и свойственную нам тему — разведать, как обстоят дела на рынке детской одежды в России. Для этого расспросили девять нишевых локальных брендов, а теперь делимся самым главным.

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 2)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 3)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 4)
{"points":[{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":8,"properties":{"x":256,"y":-244,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1.12,"scaleY":1.12,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":9,"properties":{"x":464,"y":-972,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1.12,"scaleY":1.12,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":7,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}},{"id":10,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 5)

БРЕНДЫ, С КОТОРЫМИ МЫ ПООБЩАЛИСЬ

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 6)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-313,"y":-289,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.82,"scaleY":0.82,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":4,"properties":{"x":-607,"y":-1109,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.6,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}},{"id":5,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Polusha

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 7)

Первую коллекцию московский бренд выпускницы Istituto Marangoni Натальи Троицкой показал в 2019 году. Целевой аудиторией она называет родителей, которые ищут особенные и уникальные вещи для своих детей, интересуются культурой и искусством. Каждая коллекция Polusha — это коллаборация или отсылка к русскому прикладному искусству (например, городецкой, мезенской, костромской росписям, гжели).

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 8)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 9)

Loomknits

Идея бренда пришла к основателям, Надежде и Дмитрию Новиковым, в 2017 году, когда за несколько дней до рождения дочери Эмилии они никак не могли найти идеальный конверт на выписку. С тех пор пара занимается созданием вязаного трикотажа из тактильно приятной хлопковой пряжи для малышей и детей до семи лет. Все вещи шьют в Орле, а офис находится в Москве. 

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 10)

Tony Tots

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 11)

Бренд основали в Москве в конце 2020 года три работающие мамы, объединенные идеей создать продукт, который облегчит жизнь новоиспеченных родителей. Слипы, ромперы и костюмы для малышей Tony Tots отличают магнитные застежки.

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 12)

Amur by Marushik

Бренд одежды для всей семьи Марии Моисеевой запустился три года назад в Москве, выбрав целевой аудиторией женщин, которые ценят качество, цвет и экологичность материалов. Основной ассортимент — примерно 50% — приходится на вещи для детей. В их числе — хлопковые кардиганы, кашемировые платья, вельветовые костюмы и другое.

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 13)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 14)

Mater&ME

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 15)

Вероника Зобова создала Mater&ME в декабре 2022 года, когда у нее уже было двое детей (три года и один). Она занималась PR, вела на консалтинге проекты в сфере HoReCa и бьюти, но решила придумать детский проект и проверить свои навыки коммуникаций на нем. Ключевой продукт марки — пижамы, призванные напомнить родителям ценность сказки перед сном и как важно хотя бы 15 минут провести наедине с ребенком в конце дня. Начинали в Москве, а теперь шьют еще и в Электростали.

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 16)

Babybu

Babybu запустила мать пятерых детей Светлана Букина — тоже в 2022 году в Москве. Она делится, что история бренда началась с вопроса «Как найти детскую одежду для возраста до 7 лет, которая будет максимально комфортной для чувствительной и незащищенной кожи малыша?». Теперь на него отвечает дело Светланы.

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 17)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 18)

Luka + Ulya

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 19)

Первая коллекция марки вышла еще в 2017 году — это были детские купальники, которые положили начало бренду Luka + Ulya, но тогда под другим названием. Спустя пять лет Ольга Маслюкова, также известная как основательница брендов Lovegoods и NBBC, решила масштабировать детский проект и разработать две коллекции для возрастных категорий три-пять и шесть-десять лет. Команда марки распределена между Омском и Москвой.

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 20)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 21)

Puella

Петербургский бренд одежды для школьников в 2019 году запустили сестры Полина Гофман и Олеся Додонова и их мама Ольга Козлова. Лекала изделий разрабатывает конструктор с опытом работы более 30 лет. Вещи рассчитаны на подростков и миниатюрных девушек, которым близок классический стиль.

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 22)

Twinklestories

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 23)

Мария Зайцева разработала первые модели Twinklestories в 2016 году для своей дочери Адель. Зимние сапоги, босоногая кожаная обувь и изделия из на тот момент еще неизвестного хлопкового муслина так понравились другим мамам, что спустя 2 года она основала бренд и зарегистрировала торговую марку. Сейчас у марки собственный швейных цех в Москве. 

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 24)

Несмотря на рост рынка одежды в целом, детский сегмент продолжает сокращаться: по данным Росстата, объем производства детской одежды в 2023 году оказался на 2% ниже уровня 2019-го. Для сравнения: выпуск бельевых изделий и одежды для взрослых вырос на 36% и 23% соответственно.

Финансовые приоритеты подтверждают диспропорцию: в 2024 году в среднем на одежду одного ребенка в России тратили 32,8 доллара в год (3 038,92 рубля). Для сравнения: у взрослых мужчин и женщин суммы составляют 67,83 доллара (6 284,9 рубля) и 117,68 доллара (10 903,84 рубля) соответственно. Даже в натуральном выражении разница ощутима: 3,65 предмета гардероба в год на одного ребенка против 9,62 — на женщину.

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 25)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 26)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 27)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 28)

Разумное потребление

Экономические факторы, инфляция, нестабильность доходов — все это, безусловно, повлияло на структуру спроса. Но сокращение покупок может значить не снижение интереса к детской одежде, а разумное потребление, обсуждением которого в контексте взрослой моды давно никого не удивишь. Местами оно вынужденное, а местами вполне похоже на сознательный выбор.

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 29)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 30)

Лукбук Polusha

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 31)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 32)

«Если два года назад мамы брали по три-четыре платья, то сейчас чаще ограничиваются одной вещью. Только к ней больше требований — по ткани, цвету, универсальности», — рассказывает Наталья Троицкая, основательница бренда детской одежды с отсылками к русской культуре и прикладному искусству Polusha. Это подтверждает и Полина Гофман из Puella, фокусирующегося на школьной одежде: «Замечаем, что родители покупают меньше и стали требовательнее относиться к брендам». Основательница Babybu и мать пятерых детей Светлана Букина соглашается: «Меньше эмоциональных покупок, больше внимания к практичности вещей».

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 33)

Loomknits, создающий одежду для детей до семи лет, готов поспорить с цифрами из исследований и наблюдениями коллег: «Возможно, родители и делают покупки для детей реже, но количество изделий, приобретенных за один раз, может быть значительно больше. Закупаются зачастую в августе, перед 1 сентября, и в апреле, к старту теплого сезона», — говорит руководитель отдела маркетинга Ирина Егорова.

В Tony Tots, который создает одежду для младенцев, подтверждают изменение паттерна покупок, но наблюдают его в другой плоскости: «Мы видим спрос на комплекты и наборы. Родителям удобно покупать решение, а не отдельные вещи», — говорит соосновательница бренда Анастасия Лаптий. Основательница Twinklestories Мария Зайцева тоже замечает все перечисленное коллегами, но делает поправку, что сохраняются и старые сценарии: «Платье из синтетики на один праздник за 10 000 рублей — без проблем, а долговечные технологичные брюки для ежедневных прогулок за такую же сумму — чересчур дорого».

Лукбук Loomknits

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 34)

Полезные традиции

Всем известно, что дети (очень) быстро растут — не только чужие, но и свои. Это особенно ощутимо для родителей, которым нужно регулярно обновлять гардеробы младших. С одной стороны, это вынуждает покупать больше, а с другой — приводит к решениям, знакомым многим с детства.

Например, непреходящая тенденция покупать на вырост. «Все стараются брать размер вещи как минимум на один больше», — делится основательница бренда детских пижам Mater&ME Вероника Зобова. Стоит отдать должное, локальные марки уже умеют к этому адаптироваться. Amur by Marushik, в ассортименте которой как детская, так и мужская и женская категории, старается создавать вещи, «растущие вместе с ребенком» — с помощью манжетов, например. Puella внимательно подходит к крою, чтобы одежда могла служить дольше, Babybu отдает предпочтение свободной посадке, а Polusha старается разрабатывать модели со сдвоенной размерной сеткой.

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 35)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 36)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 37)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 38)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 39)
{"points":[{"id":11,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":13,"properties":{"x":0,"y":1,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":18}}],"steps":[{"id":12,"properties":{"duration":2.1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 40)

Лукбук Amur by Marushik 

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 41)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 42)

«Родители чаще передают одежду по наследству или покупают на вторичном рынке», — говорит Мария Зайцева из Twinklestories. Еще одна опция, которая идеально вписывается в концепцию осознанного потребления и не чужда большинству постсоветских детей — передавать вещи. От старших сестер или братьев, детей близких (а порой и не совсем) друзей и родственников. Это резонно: часто на крошечном комбинезоне не успевают появиться даже минимальные следы носки прежде чем малышу понадобится размер побольше. И тогда родитель может либо сложить его на память, либо подарить вещи еще одну жизнь.

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 43)


Гендерная нейтральность?

Несмотря на привлекательность унисекс-моделей для производителей (респонденты говорят о сокращении трат на разработку и минимизацию остатков), родители все еще стремятся одевать девочек в розовые юбки, а мальчиков — в синие брюки.

«Хотя два-три года назад был тренд на гендерно нейтральные вещи, в России их все-таки пока не слишком сильно любят», — констатирует Наталья Троицкая. Светлана Букина из Babybu с этим не спорит, но отмечает и парадоксальные случаи: «Наши модели с принтом нефтяных вышек нравятся девочкам, а мальчикам покупают рубашки с флоральными мотивами».

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 44)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 45)

Лукбук Babybu

Исключением становится одежда для младенцев и малышей. В Tony Tots пользуются популярностью цвета и рисунки, которые подходят как мальчикам, так и девочкам. Loomknits, значительная доля ассортимента которого приходится на возраст 0–18 месяцев, тоже отдает предпочтение гендерно нейтральным решениям, чтобы изделия могли служить дальше младшим детям.

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 46)


Главенство удобства

Благодаря опыту работы над нижним бельем Lovegoods основательница Luka + Ulya Ольга Маслюкова знает, насколько важно, чтобы одежда не сковывала движений, и считает этот пункт одним из решающих для детского сегмента: «Разрабатываем такую одежду, в которой дети пойдут на утренник в саду или день рождения к другу, прокатятся с горки, сплетут венок из одуванчиков, съедят любимый сэндвич или просто посмотрят мультфильм».

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 47)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 48)

Лукбук Luka + Ulya

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 49)
{"points":[{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":8,"properties":{"x":256,"y":-244,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1.12,"scaleY":1.12,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":9,"properties":{"x":464,"y":-972,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1.12,"scaleY":1.12,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":7,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}},{"id":10,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 50)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 51)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 52)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-313,"y":-289,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.82,"scaleY":0.82,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":4,"properties":{"x":-607,"y":-1109,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.6,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}},{"id":5,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Ничто не должно отвлекать юных исследователей от познания этого мира через физическую активность», — говорят об этом в Loomknits. Остальные бренды-участники тоже отмечают свободную и удобную посадку как один из важнейших факторов: ведь если для себя взрослые могут пренебрегать комфортом, для ребенка его ставят в приоритет.

Еще один факт о детях, особенно совсем маленьких, — они не любят переодевания. Tony Tots, помимо прочего, считает своей задачей облегчить родителям этот элемент рутины. Анастасия Лаптий перечисляет «компоненты» идеальной вещи: «Комфортные лекала, мягкие швы, отсутствие этикеток внутри и... магнитные застежки». Последние родители особенно ценят: благодаря им неприятный для малыша процесс занимает считанные секунды.

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 53)


Спрос на экологичность

Об устойчивом развитии в мужском и женском сегментах говорят много и часто, но для большинства российских потребителей экологичность по-прежнему остается приятным бонусом, а не ключевым показателем. Чего не скажешь об одежде для детей: здесь речь идет не только о бережном отношении к планете, но и о безопасности и гипоаллергенности материалов.

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 54)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 55)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 56)

Лукбук Loomknits

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 57)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 58)

Светлана Букина делится, что в Babybu использует только органические ткани, сертифицированные по международному стандарту GOTS (Global Organic Textile Standard) — одному из самых авторитетных, подтверждающих органическое происхождение ткани и этичные условия ее производства. В Loomknits же больше 70% ассортимента производят из материалов с международными сертификатами OEKO-Tex-100. Они подтверждают, что изделие не содержит вредных веществ и абсолютно безопасно для здоровья человека и ребенка — только это не всегда значит натуральность ткани. Так, полиэстер с сертификатом Tex-100 внушает больше доверия, чем хлопок без него.

В Amur by Marushik тоже наблюдают рост спроса на экологически чистые материалы в целом и органический хлопок в частности. Кроме этого, основательница Мария Моисеева говорит о важности гигроскопичности — способности ткани впитывать влагу. А Twinklestories дополняет список требований отсутствием мелких деталей (пуговиц или страз), которые ребенок может оторвать и проглотить, аккуратностью швов, устойчивыми красками на водной основе.

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 59)


Свобода самовыражения

Сколько бы в сети ни обсуждали «бежевых мам» (блогеров с детьми, которые выкидывают яркие игрушки, прячут пестрые книжки и одевают всю семью в пастельные оттенки), спрос на яркое и необычное как для дочерей, так и для сыновей, к счастью, сохраняется и даже набирает обороты. Одежда становится инструментом самовыражения — прямо как у взрослых. Luka + Ulya в последней коллекции сделали ставку на контрастную цветовую палитру и акцентные аппликации на изделиях: «Это отражает ту непосредственность, легкомыслие и открытость, которые присущи малышам».

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 60)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 61)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 62)

Лукбук Mater&ME

Пижамы Mater&ME тоже успешно выходят за рамки базовой домашней одежды: «Угодить родителю можно хорошей тканью и ценой, а вот ребенку сложнее — кроме комфортной посадки, важны акценты в виде иллюстраций и любопытных элементов», — говорит Вероника Зобова. Марка самостоятельно красит пуговицы в яркие оттенки, а один из последних комплектов даже разработала в коллаборации с Пушкинским музеем — получилась пижама с принтом по мотивам работ Анри Матисса.

Polusha вовсе взял за основу переосмысление культурного кода. Их платья и рубашки отсылают к народным промыслам — от гжели до мезенской росписи. Наталья Троицкая определяет целевую аудиторию марки как родителей, которые ищут особенные и уникальные вещи для своих детей, хотят «прививать им вкус».

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 63)


Цифровой компромисс

Российские бренды детской одежды все чаще обращаются к онлайн-каналам и особенно — маркетплейсам. Это больше не альтернатива, а условие выживания и масштабирования для молодых и нишевых марок. Наибольшей популярностью у локальных брендов пользуется Lamoda — как по уровню сервиса, так и по соответствию целевой аудитории.

«Сейчас все меньше и меньше стремлюсь в офлайн, стараюсь сконцентрироваться на Lamoda и развитии собственного сайта», — рассказывает Мария Моисеева. Ее поддерживает Наталья Троицкая: «Lamoda — классный инструмент, который дает нам узнаваемость по всей России, а клиенту — легкость покупки». В Tony Tots и Babybu дополняют, что платформа позволяет охватывать не только крупные города, но и более удаленные регионы, расширяя географию продаж и укрепляя узнаваемость бренда. Puella не выделяет конкретную площадку, но констатирует: на маркетплейсы приходится 70–80% общих продаж. Меньшую, но внушительную долю озвучивает Loomknits — 57,23%.

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 64)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 65)

Лукбук Puella

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 66)

В Twinklestories, присутствующем только на Ozon, доля продаж на маркетплейсах составляет 30%. И это при нулевом бюджете на рекламу, подчеркивает Мария Зайцева. Однако в приоритете остается собственный интернет-магазин: он дает больше возможностей для создания комьюнити бренда и формирования системы лояльности.

Amur by Marushik маркетплейсы важны не столько для дохода, сколько для узнаваемости и доступности. По словам Моисеевой, в отличие от онлайн-магазина бренда они почти не приносят прибыли, зато помогают заявить о себе большому количеству потенциальных клиентов из разных регионов России.

В какой-то степени эффективность онлайн-каналов объясняется тем, что детям легче купить одежду без примерки: особенности фигуры и посадки пока не настолько ощутимы, как у взрослых. Сегодня стратегия большинства брендов — комбинирование: узнаваемость и доступность через размещение на онлайн-площадках, глубокий контакт и сервис — через собственные каналы.

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 67)


Полоса препятствий

Производство в России дает определенные плюсы — прежде всего, контроль качества. Об этом заявляет Polusha, который шьет все изделия в Москве, используя собственный экспериментальный цех и партнерские производства. Однако Наталья Троицкая отмечает и обратную сторону: сложности с поиском производств и цену пошива. По ее мнению, у детской одежды есть предельная рекомендованная розничная цена — это не женский сегмент, где высокий ценник можно поставить за дизайн и бренд. Все-таки у гардероба ребенка очень короткий цикл использования: дети растут, и вещи стремительно сменяются. «Парадокс в том, что стоимость пошива почти на уровне взрослой», — резюмирует предпринимательница. В Mater&ME, который производит одежду в Москве и Электростали, согласны: «Цена часто просто космическая».

Twinklestories с собственным швейным цехом в Москве озвучивает: «С одной стороны, очень удобно следить за качеством, но с другой — локальный пошив значит высокую себестоимость, включающую столичные арендные ставки и зарплаты». С аналогичными вызовами сталкивается и бренд Tony Tots, который создает продукцию на российских контрактных площадках. Основной барьер — нестабильность и ненадежность производств. У Amur by Marushik — собственный цех и экспериментальная лаборатория в России, но проблема с кадрами: «Сложности, как всегда, в людях. Наши сотрудники работают на уровне портных — найти таких людей непросто».

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 68)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 69)

Лукбук Tony Tots

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 70)
{"points":[{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":8,"properties":{"x":256,"y":-244,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1.12,"scaleY":1.12,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":9,"properties":{"x":464,"y":-972,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1.12,"scaleY":1.12,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":7,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}},{"id":10,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 71)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 72)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 73)
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-313,"y":-289,"z":0,"opacity":1,"scaleX":0.82,"scaleY":0.82,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":4,"properties":{"x":-607,"y":-1109,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.6,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}},{"id":5,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Babybu взвешенно решил размещать заказы в Индии — там же, где закупает материалы: «Локальный пошив мы не можем себе позволить — в России очень дорого и нет достойных тканей».

К слову, импорт тканей и фурнитуры — еще один универсальный вызов. Большинство брендов зависят от поставок из Турции, Китая, Индии, а иногда — Франции и Италии. Валютные колебания, логистика, сроки напрямую влияют на запуск новых коллекций. Ирина Егорова из Loomknits старается смотреть на это оптимистично: «Мы бы не назвали работу с импортом зависимостью — для нас это, наоборот, навык: умение сотрудничать с разными рынками и адаптировать их под свои стандарты». Отказ от внешних партнеров, по ее словам, снизил бы гибкость и качество. И все-таки, если материалы соответствуют запрашиваемым стандартам, марка с удовольствием работает с локальными поставщиками.

Не менее трепетная тема — финансовая уязвимость. Бренды говорят о необходимости внешнего финансирования, но далеко не все готовы или способны привлекать инвестиции. Троицкая делится: «На данный момент Polusha полностью создается за счет моих вложений, но для масштабного и эффективного развития нужны инвестиции». 

Mater&ME подчеркивает, что большая часть бюджета уходит на маркетинг и продвижение, и сейчас бренд ищет инвестора. Это коррелириует с 
последним из озвученный барьеров — смещением фокуса с самого продукта. «Вместо того чтобы делать одежду лучше, условия труда приятнее, а качество выше, мы вынуждены тратить ресурсы на упаковку, контент и борьбу за внимание», — отмечает Мария Зайцева.

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 74)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 75)

Лукбук Twinklestories

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 76)
{"points":[{"id":14,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":16,"properties":{"x":32,"y":51,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":15,"properties":{"duration":1.1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 77)

Российский рынок детской одежды сегодня — это поле компромиссов и возможностей. С одной стороны, покупатели стали экономнее, требования к качеству и удобству выросли, а цикл ношения стал еще короче. С другой — бренды находят способ отвечать на вызовы: адаптируют лекала под запрос «на вырост», используют ткани с международной сертификацией, ищут баланс между эстетикой и функциональностью, работают с маркетплейсами, чтобы заявлять о себе. Рынок делают живым, гибким и многообразным не столько массмаркет-гиганты (Sela, O’stin, Lime, Maag, Gulliver), сколько десятки небольших брендов, стремящихся говорить с родителями на одном языке — вопреки обстоятельствам.

Главными барьерами остаются дороговизна пошива, зависимость от импорта, нестабильность производств и дефицит кадров. Кооперация, инвестиции, усиление локальных цепочек поставок и институциональной поддержки малого бизнеса — остается надеяться, что все это ждет нас в ближайшем будущем и со временем поможет рынку стабилизироваться.

Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 78)
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 79)
{"points":[{"id":17,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":19,"properties":{"x":-94,"y":-16,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":18,"properties":{"duration":1.9,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Гендерное разделение, вещи на вырост и экологичность: что происходит на рынке детской одежды в России (фото 80)
{"points":[{"id":20,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":22,"properties":{"x":-2,"y":-39,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":21,"properties":{"duration":2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
false
767
1300
false
false
true
{"width":980,"column_width":125,"columns_n":6,"gutter":45,"margin":0,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Больше