
Кто решает, какие сериалы смотреть? Отвечают авторы и продюсеры
Российская сценарная индустрия противоречива: с одной стороны, растут объемы производства сериалов, у представителей онлайн‑кинотеатров есть на них запрос, с другой — очевидный дефицит качественных оригинальных текстов и давление коммерческого рынка на сценаристов. Собрали мнения ведущих авторов и продюсеров платформ в попытках все-таки ответить на вопрос, кто решает, какие проекты доберутся до наших экранов.

КРИЗИС ИДЕЙ
ИЛИ
ИНДУСТРИЯ ПО ПОДПИСКЕ?
Сегодня, открывая любую стриминговую платформу, зритель будто попадает в замкнутый круг: сериалы про криминальные 1990-е, психологические драмы об эскорте и кризисе материнства, байопики про Гагарина, Высоцкого и изобретателя «Тетриса». Российская сериальная индустрия — это одновременно бум производства и кризис воображения. В топах — то, что уже сработало: переработка старых хитов («Папины дочки. Новые», «Букины»), истории «на основе реальных событий» («Комбинация», «Фишер», «Король и Шут»), ремейки зарубежных форматов («Постучись в мою дверь в Москве»). Даже литературные экранизации («Преступление и наказание», «Мертвые души») становятся производственной нормой, а не культурным событием. Стриминги требуют контента, сценаристы — выдают.

COMEDY
Кадр из сериала «Король и Шут», 2023

Action
Кадр из сериала «Мертвые души», 2020
Кадр из сериала «Букины», 2023
Кадр из сериала «Папины дочки. Новые», 2023

Кадр из сериала «Постучись в мою дверь в Москве», 2024
Кадр из сериала «Комбинация», 2024
Кадр из сериала «Фишер», 2023
Кадр из сериала «Преступление и наказание», 2024
ОСНОВНЫЕ ЦИФРЫ
По самым приблизительным оценкам, если посчитать места в высших учебных заведениях, колледжах и на профильных курсах, в России около 10–15 тысяч человек изучают сценарное мастерство, но лишь около тысячи работают в индустрии. Продюсерские компании вроде «Среды» выпускают до 150 часов контента в год — как правило, это сериалы. Согласно аналитическому исследованию J’son & Partners, в 2023 году российский рынок легальных видеосервисов достиг 111,7 миллиарда рублей — это рост на 28,9% по сравнению с 2022 годом. Результат даже превысил показатель доковидного 2021 года, когда рынок составлял около 99 миллиардов рублей.

Платформы — в первую очередь Кинопоиск, Иви, START, Okko, Wink, Premier — стали активно заказывать эксклюзивные проекты, обеспечивая сценаристов и продюсеров возможностью долгосрочного сотрудничества. При этом они же диктуют четкие условия работы: от длительности серии (чаще всего 25–45 минут) до обязательных пилотов, таргетированной тематики (остросоциальные драмы, психотриллеры, лайт-комедии) и тестовой реакции фокус-групп. Подписная модель оказала непрямое влияние на сценарную культуру: авторы теперь работают «в длинную» — создают концепции на восемь-десять серий с возможностью продления, придумывают арки героев подробнее и готовят документацию, подходящую под сериальный питчинг (логлайны, синопсисы, пробные сцены). Все это формирует новую профессиональную среду, где сценаристу важно быть не только художником, но и эффективным контент-мейкером, учитывающим маркетинговый потенциал истории. Таким образом, доминирование подписок означает не просто смену бизнес-модели, но и трансформацию всей системы сценарного производства: от идеи до финального титра.
DRAMA
ЧЕГО ХОТЯТ ПРОДЮССЕРЫ
По словам креативных продюсеров, сами сценарии чаще всего приходят к ним уже в «упаковке» — с пилотами, логлайнами, концепцией. «Остросоциальный детектив», «ироническая хоррор-драма» или «семейная психотерапия в формате мокьюментари» — такие формулировки уже не удивляют питчинги. Платформы отдают предпочтение гибридным, жанровым проектам, которые можно подать нескольким целевым аудиториям одновременно: молодежи — за счет визуала и темпа, взрослым — благодаря драматургии, критикам — через аллюзии, оммажи и глубину.


Как объясняет Денис Уточкин (креативный продюсер «НМГ Студии»), чаще всего предпочтение отдают качественным драмам со сложными героями, с большим событийным потенциалом. Зритель голосует рублем и просмотрами, аналитики это считают и передают продюсерам. «Но увы, опираться только на прошлый опыт для создания хитов не получается. То, что мы разрабатываем сейчас, зритель увидит года через два, поэтому это всегда эксперимент — ты никогда не знаешь, как получится в этот раз», — заключает Уточкин.
HORROR
SCIENCE FICTION


Маргарита Фильчина (именно она отвечает за контент онлайн-кинотеатра Иви) уверена, что продюсеры точно так же заинтересованы создавать крутые проекты, как и сценаристы. «Хотя, возможно, мы чуть больше одержимы идеей делать хиты, которые посмотрит вся страна», — признает она. — Мы не раздаем заказы и открыты к оригинальным идеям сценаристов, которые улавливают ход времени и создают свежие законченные концепты. Иногда приходят уверенные, крепкие сценарии сразу целого сезона, и мы запускаем их в производство — такие случаи очень редки, но тоже бывают".


Илья Бурец (креативный директор онлайн-кинотеатра KION, генеральный продюсер студии KIONFILM) особенно отмечает, что его команда работает не для аналитиков, не для себя, а для зрителей. «Конечно, мы не бежим слепо за трендами. Одна из граней нашей профессии — задавать их, создавать такие истории, которые потом, в питчах новых историй, станут референсами. Вот зритель посмотрел турецкие сериалы — все туда ломанулись. Да, мы пошли в сторону длинных мелодрам и комедий. Но мы все равно делаем то, в чем видим драматургический потенциал. Продюсер отвечает перед зрителем и инвестором за результат. Вся ответственность на нас, весь талант — на авторах», — говорит он.
Что в итоге чаще добирается до экранов:
байопики и реальные события — снижают риски («За полчаса до весны», «Плевако»)
Кадр из сериала «За полчаса до весны», 2022
Кадр из сериала «Плевако», 2024
проверенные форматы — ситкомы («Телохранители»), психотриллеры («Черное облако»), драмы («Аутсорс»)
Кадр из сериала «Телохранители», 2023
Кадр из сериала «Черное облако», 2023
Кадр из сериала «Аутсорс», 2025
истории с возможностью продления на сезон-два — подписочная модель диктует структуру («Контейнер», «Беспринципные»)
Кадр из сериала «Контейнер», 2021–2023
Кадр из сериала «Беспринципные», 2020–...
ЧТО ОТВЕЧАЮТ СЦЕНАРИСТЫ
Продюсерский контроль над сценаристами очень силен. Жесткая структура, фокус-группы, запрет на острые темы — все это, по мнению авторов, сужает возможности для творчества. В индустрии устоялось понятие «продюсерской правки» — вмешательства, которое может кардинально изменить сценарий, мотивации героев и даже финал. Платформы часто руководствуются фокус-группами и аналитикой (хотя реальными цифрами делиться со СМИ отказываются), а не чувствами или интуицией автора, что выражается в запрете на острые темы. В результате даже сильные драматургические находки оказываются за бортом. Кроме того, в условиях малого количества конкурирующих заказчиков (пять-семь крупных платформ) сценаристам приходится идти на компромиссы, чтобы не потерять работу. Формируется замкнутый круг: страх провала — у платформ, страх быть уволенным — у авторов. Итог — безопасные, ровные истории без риска, но и без настоящего вызова.

Известные сценарии: «Лед» (трилогия) (2017, 2020, 2024), «Триггер» (2018), «Слово пацана. Кровь на асфальте» (2023), «Сто лет тому вперед» (2024).
Андрей Золотарёв
О трендовых жанрах
«У нас нет, слава богу, трендов по сценариям. Есть продюсерские тренды, задачи выбора жанров. Продюсеров тащат от одного к другому: то одно время были модными фильмы исключительно на военную тематику, потом все переключились на спорт, позже все одновременно пошли в какой-то хоррор».
О продюсерской (не)смелости
«Индустрии для новых историй не хватает смелости — и именно продюсерской. То есть запускать разножанровый материал, не пытаться гнаться за трендами, а создавать оригинальное».
О буме стримингов
«Появление и рост платформ сначала очень позитивно повлияли на качество сценариев — появилась возможность говорить на темы 18+, которые были невозможны на телеке (а позже и в кино). Затем негативно, потому что платформы начали скупать все, что плохо лежит. И у многих начинающих сценаристов появилось ощущение, что они гении, хотя это еще не так. Потому что у них покупали с руками и ногами вообще всю фигню, которую они писали, — это случилось вследствие переизбытка денег на рынке и необходимости снимать хоть что-то, бегом-бегом, срочно, прямо сейчас. Кажется, эта ситуация нормализуется, рынок как-то оздоравливается, и есть ощущение, что качество сценариев будет расти».

Известные сценарии: «Беспринципные» (2020), «Мажор в Сочи» (2022), «Рыжий» (2023), «Плевако» (2024).
САВВА МИНАЕВ
О трендАХ В ИНДУСТРИИ КИНОСЦЕНАРИЕВ
«Как раз недавно ради любопытства записал все, что мне предлагали за последние полгода. Получилось порядка 60 проектов, которые можно разделить на несколько групп. Самая большая (13) — байопики. Причем внутри они тоже делятся: это могут быть биографии очень известных людей типа Гагарина (таких больше) или неизвестные широкому зрителю биографии, наподобие изобретателя тетриса. Вторая по величине группа (11) — истории на основе реальных событий. Дальше идут экранизации (9), ремейки/сиквелы (7). Поэтому сейчас совершенно очевидно, что основная тенденция — история на основе уже другой истории, будь то книга, реальное событие, чья-то биография или фильм».
О том, чего недостает индустрии, чтобы появлялось больше оригинальных историй
«Индустрии недостает возможности безопасно говорить на любую тему. Сегодня очень мощная самоцензура. Мы постоянно боимся кого-то обидеть, оскорбить и в итоге попасть под одни или другие санкции. В результате масса современных актуальных тем становятся опасной территорией, с которой индустрия уходит, прячась в комфорте сиквелов и экранизаций».
О влиянии платформ на качество сценариев
«Платформы на этапе своего возникновения повлияли не столько на качество, сколько на количество и на разнообразие проектов. Отсюда иллюзия, что стало больше качественных сценариев. На самом же деле зрители просто начали находить проекты, которые тематически им по душе и которых до того на ТВ они найти не могли».

Известные сценарии: «Верность» (2019), «Купе номер 6» (2021), «Нина» (2022), «Фрау» (2023).
ЛЮБОВЬ МУЛЬМЕНКО
О везении неучастия в питчингах
«Не могу сказать, что интегрирована в сценарную индустрию, поскольку последние сценарии я писала для себя как для режиссера и сама их снимала. И раньше, когда писала для других, мне ни разу не приходилось отстаивать идею перед продюсером».

Известные сценарии: «Дорога на…» (2011), «30 свиданий» (2015).
Таисия Игуменцева
О спросе на оригинальные истории
«В последние годы возник большой запрос на сценарии оригинальных сериалов. Благодаря платформам появилась здоровая конкурентная среда и, как следствие, выросли требования к материалу».
О том, как отстоять идею перед продюсером на питчинге
«Чувствовать рынок и отстаивать не оригинальную идею, а качественный материал, который принесет прибыль и зрительский интерес платформе. Понимать, что любую идею в руках профессионального автора можно развить до хорошего проекта. Но далеко не каждый автор — профессионал. И далеко не каждая идея требует воплощения сегодня. Мыслить менее амбициозно и более прагматично».
О том, чего не хватает индустрии, чтобы появлялось больше новых историй молодых и смелых авторов
«Индустрии нужна качественно написанная история. Смелый автор ее напишет, девочка с косичками или пенсионер — не имеет большого значения».

Российская киносценарная индустрия переживает сложный, но перспективный этап. С одной стороны, платформы открыли рынок для десятков новых авторов, с другой — этот рост сопровождается фокусом на адаптации, рисковым подходом к оригиналу и давлением рынка на жанры и форматы. Что нужно сценарной индустрии сегодня? Поддержка оригинальных проектов — через гранты, предварительные договоры, фестивали. Без этого любые цифры останутся холодной графикой: на их фоне мы можем потерять талантливую драматургию. Баланс коммерции и искусства — ключевой вызов новой эпохи, и сценаристы, готовые к партнерству, получают шанс повлиять на язык и лицо российского кино.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7