Поиск

«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа

«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа

Текст: Екатерина Краюхина

ORNAMENT — не просто журнал о кино. Это художественный объект, визуальный манифест и акт сопротивления массовой цифровой повестке. Его издают на собственные средства, он выходит ограниченным тиражом и мгновенно становится коллекционной редкостью. Поговорили с основательницей проекта Маргаритой Якуниной о том, как запустить независимое медиа, сохранить авторский голос, выжить в условиях нестабильного рынка и при этом делать нечто, что хочется разглядывать, перечитывать и беречь.

«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 1)

МАРГАРИТА ЯКУНИНА

МАРГАРИТА ЯКУНИНА


Основатель и главный редактор журнала ORNAMENT


Когда и почему решили создать печатный журнал о кино в эпоху цифровых медиа?

Через пару дней наша редакция будет отмечать шесть лет с момента первого выпуска, но идея пришла еще за четыре года до этого — в 2015-м. Это время, наоборот, мне запомнилось обилием инди-журналов: в книжных появился Kinfolk, редакция, переводившая его, выпустила собственный — Heim, по несколько журналов в год печатал Veter. Кажется, проект мы придумали, когда был пик бумажных изданий, но сделать свой было так долго и сложно, что в момент выхода первого номера мы уже застали некоторый спад принта.

Спрос на качественные печатные медиа будет всегда, просто он происходит волнами. Сейчас, например, замечаю, что классных журналов снова становится больше, появляются издания, которые попадают в аудиторию темами и форматом.

«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 2)
«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 3)
Развороты номера ORNAMENT 12 «Кристофер Нолан»

Какие издания или проекты стали для вас ориентиром?

Самым большим вдохновением были российский Veter и британский Little White Lies. Следила за главным редактором первого, Верой Почуевой, и была в восторге от того, как она сама с нуля создала печатное издание, которое нашло такой большой отклик у читателей. А Little White Lies был примером того, как о кино можно говорить через яркие иллюстрации, экспериментировать с формой, шрифтами. Узнала о нем, когда рассказывала подруге, каким вижу идеальный журнал с классным визуалом, и оказалось, такой уже существует. Это придало веры в то, что идея не странная и надо делать.

«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 4)
Разворот номера журнала ORNAMENT 09 «Стэнли Кубрик»
«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 5)
Номера ORNAMENT 03 «Твин Пикс», 06 «Квентин Тарантино», 07 «Джим Джармуш» и 04 «Паоло Соррентино»

С какими основными трудностями столкнулись на старте?

До запуска ORNAMENT у меня не было опыта работы в медиа, поэтому все становилось вызовом — найти свой стиль, команду, продумать финансовую модель, чтобы проект мог жить и развиваться. Я допускала много ошибок в организации работы редакции и постановке задач, поэтому мы долгое время буксовали.

Как нашли финансирование на первый выпуск?

Мы запускались без финансирования и на энтузиазме — помогла большая вера команды в проект, потому что почти все согласились работать с оплатой после того, как журнал выйдет в продажу и мы начнем получать первую прибыль. Типография тоже увидела в нас потенциал — дала хорошие условия на тираж и рассрочку. На начальные платежи я взяла кредиты, привлекать финансы со стороны было страшно и не хватало опыта на тот момент, а все личные сбережения ушли на первые попытки и сопутствующие расходы.

«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 6)
Номер ORNAMENT 10 «Женщины в кино» в типографии
«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 7)
Сборка номера журнала ORNAMENT 01 «Уэс Андерсон» в типографии

Как собрали команду? Какой, скажем, костяк работает в ней с основания и до сих пор?

Команда собиралась долго и сложно и полностью сменялась несколько раз до того, как мы смогли подготовить в печать первый номер. С дебютного выпуска с нами неизменно работают наши арт-директора и дизайнеры Люба Рыбакова и Лена Александрина, которые верстают, а еще креативный директор и шеф-редактор Света Храновская. Чуть позже присоединилась Вика Липирова, которая помогла сформировать фирменный стиль иллюстраций. Голос и стиль журнала создают одни и те же люди с самого начала, что очень ценно. Но почти все в команде работают по несколько лет, присоединяясь со второго, третьего, пятого номеров. Поэтому кажется, что все это время мы работаем одним составом.

Как сейчас устроена редакция ORNAMENT?

Команда состоит из нескольких отделов: редакции, работающей над номером, маркетинг-команды, SMM-команды, отдела логистики и дистрибуции и двух творческих групп авторов и иллюстраторов. Все вместе — чуть больше 30 человек.

«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 8)
Команда журнала ORNAMENT
«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 9)

Как находите и отбираете авторов и иллюстраторов?

В целом мы делаем номера уже сработанной командой авторов и иллюстраторов, кто с нами не один выпуск. Но раз в год открываем опен-коллы с творческими заданиями, чтобы найти новых людей.

«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 10)
«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 11)
Развороты номера ORNAMENT 05 «Вуди Аллен»

«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 12)
«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 13)
Развороты номера ORNAMENT 05 «Вуди Аллен»

Как выстроен процесс работы над номером от идеи до печати?

С каждым номером мы проживаем около полугода. Сначала редакторы придумывают концепцию и структуру и несколько месяцев вместе с авторами пишут материалы — собирают издание текстово. Дальше включается креативная команда из арт-директоров, дизайнеров, главного иллюстратора. Они разрабатывают визуальную концепцию с основными приемами и палитрой, распределяют иллюстраторов по материалам, собирают первую черновую верстку журнала. После нескольких штурмов начинается активная работа с визуалом и версткой разворотов. Отдельно делаем обложку. Когда номер почти готов, мы смотрим, где и как можно еще усилить креатив, придумываем вложения, упаковку для предзаказов и подарки читателям. А дальше уже печать и несколько недель ожидания тиража из типографии.

Как определяете визуальную концепцию каждого номера?

Много вдохновения мы находим в самой теме — отталкиваемся от стиля режиссера, жанра его фильмов, смыслов и повторяющихся образов. А потом ищем, как необычно это переработать и отразить на бумаге. Один из моих любимых примеров — номер о Джиме Джармуше. Его фильмы — это медленное кино, где часто центральным становится мотив дороги, а города показаны не с «парадной» стороны. Поэтому мы выбрали гранж основным стилем верстки, добавили леттеринг тушью с грязным размытием, структуру построили как путь, где каждая глава проводила по маршруту дальше.

Джармуш много вдохновлялся поэтами-битниками, и мы тоже постарались пронести это поэтическое настроение через развороты. Накладывали поверх иллюстраций цитаты, а где-то даже достраивали строчками часть изображения — в иллюстрации к фильму «Паттерсон», где главный герой сидит напротив водопада, строчки стихотворения идут вертикально сливаясь с водой.

«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 14)
Номер журнала ORNAMENT 01 «Уэс Андерсон»
«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 15)

Какие визуальные элементы стали фирменными для ORNAMENT?

Сложно сказать, думаю, это заметнее читателям, а не нам. Но, возможно, наш фирменный прием — стремление каждым выпуском чем-то удивить. Стараемся постоянно находить для себя возможность для нестандартных решений в верстке, структуре, подаче. Например, у нас был номер, который сделали больше по размеру. Был и другой — его страницы шли в обратном порядке. А еще мы пробовали разные стили иллюстраций — от наива до фотореализма, гранжевую верстку, серебряные страницы, кальку, имитирующую пластиковый пакет, в который была завернута в «Твин Пиксе» Лора Палмер, ставили годы вместо нумерации страниц. Возможно, такие эксперименты и есть наш особый почерк.

«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 16)
Номер журнала ORNAMENT 03 «Твин Пикс»
«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 17)

Как обеспечить визуальное единство номера при работе с разными художниками? Или всегда работаете с одним?

К каждому номеру мы разрабатываем визуальную концепцию со своими приемами, палитрой и решениями. Перед началом отрисовки делаем с иллюстраторами серию креативных встреч, где обсуждаем идеи к материалам и какие приемы можно протянуть через выпуск. Поэтому, даже когда над журналом работает 12 иллюстраторов и многие в разных техниках, благодаря общей палитре и концепции все материалы смотрятся целостно, как непрерывное повествование со своими акцентами.

«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 18)
«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 19)
Развороты номера ORNAMENT 11 «Триллеры: от Хичкока до Финчера»

«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 20)
«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 21)
Развороты номера ORNAMENT 11 «Триллеры: от Хичкока до Финчера»

Как выбираете темы для новых номеров?

Выпускаем три номера в год и обычно решаем сразу, какие темы выберем. У нас, конечно, есть такой свой внутренний список, о котором точно хочется однажды написать, но мы стараемся сверяться с интересом читателей: проводим большие опросы среди подписчиков соцсетей — какие выпуски они ждут больше всего.

Много ориентируемся на интерес читателей, потому что каждый номер выпускаем разным тиражом, в зависимости от предзаказа, и нам интереснее печатать журналы, которые собирают максимальный отклик у читателей в моменте.

Еще нам важно, чтобы эти три темы интересно контрастировали между собой и охватывали очень разное кино. Например, темы прошлого года — «Стэнли Кубрик», «Женщины в кино», «Дэвид Финчер».

«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 22)
Номера журнала ORNAMENT 06 «Квентин Тарантино» и 04 «Паоло Соррентино»
«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 23)

Где сейчас можно полистать и купить ORNAMENT?

Многие выпуски можно найти в главных книжных по всей России, в кинотеатрах в Москве — в «Каро Октябрь» и в «Художественном» — или на нашем сайте.

«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 24)
Разворот номера ORNAMENT 08 «Еще одну серию»
«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 25)
Разворот номера ORNAMENT 04 «Паоло Соррентино»

«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 26)
Разворот номера ORNAMENT 08 «Еще одну серию»
«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 27)
Разворот номера ORNAMENT 04 «Паоло Соррентино»

Как финансируете текущие выпуски журнала?

На каждый новый номер мы открываем предзаказ, и у читателей есть возможность купить свое издание, пока оно печатается, чуть дешевле и с подарками за поддержку проекта. А для нас это возможность собрать сразу деньги на частичную оплату типографии и гонорары команде.

У нас нет стороннего финансирования, поэтому зависим от предзаказов номеров и продаж журналов — это для нас единственный способ выпускать ORNAMENT сейчас.

«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 28)
Развороты номера ORNAMENT 02 «Шазелл, Аронофски, Иньярриту»
«Эксперименты — наш фирменный почерк»: Маргарита Якунина — о журнале ORNAMENT и независимых медиа (фото 29)

У ORNAMENT живые, классные соцсети. Как адаптируетесь к изменениям в медиаиндустрии?

Тоже экспериментируем, как и в журнале, пробуем разные форматы и ориентируемся на читателя, что вызывает больший отклик. Стараемся балансировать между игровыми механиками и полезными материалами о кино. У нас сформировалось очень открытое и теплое комьюнити, и в первую очередь мы стремимся сделать соцсети продолжением выпусков, где можно почитать о кино больше, но в том же стиле, а еще найти среди других читателей своих.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Больше