
Как грамотно отстаивать границы с работодателем, чтобы тебя не уволили, а услышали
Работа — это не только выполнение задач, но и выстраивание здоровых взаимоотношений с руководством. Для подчиненных важно не просто хорошо справляться со своими обязанностями, но и правильно обозначать границы, чтобы сохранить комфорт и продуктивность. О том, как можно грамотно отстаивать свои интересы, не создавая конфликтов, а укрепляя профессиональные отношения, рассказала Диана Зуева, основатель и генеральный директор профессиональной школы по обучению бизнес-ассистентов «Высшая Лига Бизнес-Ассистентов», действующий бизнес-ассистент в международной девелоперской компании Vera Fund LLC (Майами).


Диана Зуева
основатель и генеральный директор «Высшей Лиги Бизнес-Ассистентов», бизнес-ассистент
КОГДА ПРИХОДИТСЯ ОТСТАИВАТЬ ГРАНИЦЫ


Удовлетворенность от сотрудничества с организацией, взаимопонимание с руководителем — все это влияет на результаты работы. Найти свое место, где вы можете реализоваться, где ваше мнение важно, всегда очень ценно. Однако даже в таком случае сотрудники нередко сталкиваются с вопросом о границах. Чаще всего он возникает, когда:
вы не понимаете четко свои функционали и задачи;
объем работы растет, а зарплату не повышают;
есть сверхурочная работа без обсуждения условий;
размыты границы личного и рабочего времени.
ОТСУТСТВИЕ ЧЕТКОГО ПОНИМАНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ


Одной из самых частых проблем, с которой сталкиваются работники компаний, является отсутствие четких границ их должностных обязанностей. Нередко бывает так: новый сотрудник выходит на работу, но его некому полноценно ввести в курс дела. Проходит несколько дней, от подчиненного начинают требовать результат, хотя он до сих пор не понимает, какие задачи перед ним стоят и в каком формате решения от него ожидают.
Если новый сотрудник не имеет большого опыта или является «тихоней» по натуре, то подобный старт может накопить неудовлетворенность: работодатель в любом случае начнет запрашивать решенные задачи, в то время как человек сам пытается справиться со всеми делами, в которые даже не был посвящен. Итог: руководитель злится, почему ничего не готово, а подчиненный недоволен тем, что нет ни плана работы, ни четких обязанностей, то есть система отсутствует.


Лучший способ избежать этой ситуации — обсудить функционал еще на старте. Попросите непосредственного руководителя выделить время для установочной встречи, где можно будет обсудить:
основные задачи и их приоритетность;
ключевые показатели эффективности;
формат взаимодействия с другими сотрудниками и отделами;
возможность корректировки обязанностей по мере работы.
Если четкого плана нет, лучше предложить свою структуру и расписать задачи в удобной форме. Это поможет избежать недоразумений в будущем.
ЧТО ВАЖНО ПОНИМАТЬ РУКОВОДИТЕЛЮ


Многое зависит от того, какого специалиста приглашают на работу. Так, перед тем как начинать сотрудничество с бизнес-ассистентом, необходимо выделить 1–2 дня, чтобы ввести человека в курс дела, познакомиться, наметить план. Это позволяет определить, на каких финальных условиях сотрудничают стороны, появляется ясность — и уже со второго дня работу будут выполнять качественно. Будет хорошо, если руководитель организует небольшой брифинг с другими отделами, которым он представит нового сотрудника.
Слово руководителя очень ценно и для многих является авторитетным. Чтобы сотрудник выполнял работу на высоком уровне и в срок, необходимо подготовить для него пространство для деятельности. И обязательно нужно общаться — в первые дни в особенности: это способствует долгосрочному и результативному сотрудничеству.


Если пустить ситуацию на самотек, то новый работник может столкнуться с необходимостью выстраивать границы и пытаться зарекомендовать себя. Так тоже можно, но это долго и не всегда результативно. Каким бы профессионалом он ни был, необходимо его представить и обозначить, по каким правилам следует действовать.
СПОРНЫЕ МОМЕНТЫ В ПРОЦЕССЕ СОТРУДНИЧЕСТВА


Без четко обозначенных границ сотрудник может столкнуться с требованиями, которые выходят за рамки его профессиональной деятельности либо не были обсуждены изначально.


Сверхурочная работа
Один из вариантов, когда могут возникнуть разногласия, — это обесценивание сотрудника. Руководители порой не выплачивают премии или сверхурочные, рады, когда подчиненные проявляют энтузиазм, но не всегда поощряют его. Из-за этого у работника появляется неудовлетворенность.
Дополнительные задачи, звонки в нерабочее время и просьбы срочно выполнить что-то в выходной — частая реальность для многих сотрудников, особенно бизнес-ассистентов. Чтобы избежать ситуаций, когда ожидания работодателя выходят за рамки оговоренных условий, важно обсудить этот момент заранее и обозначить рамки. Например:
«Я готова помочь в экстренных ситуациях, но хотелось бы договориться о четких временных рамках для работы. Так я смогу эффективнее планировать свое время и всегда быть на связи в действительно важных случаях».


Обесценивание и переработки без вознаграждения
Иногда сотрудники сталкиваются с ситуацией, когда руководство не замечает их стараний или воспринимает инициативность как должное. Со временем это может привести к разочарованию и потере мотивации.
Как этого избежать?
Открыто говорить о своих достижениях и вкладе в работу компании.
Напоминать о договоренностях и, если условия работы меняются, обсуждать пересмотр оплаты.
Если переработки случаются часто, предложить руководству зафиксировать этот вопрос документально или пересмотреть график.
КАК ВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ О ГРАНИЦАХ


Грамотная коммуникация — ключ к успеху. Важно не жаловаться, а аргументировать позицию.
Приводите факты: сколько времени уходит на задачи, какие сложности возникают.
Формулируйте предложения, а не только проблемы: «Я вижу, что объем работы вырос. Давайте обсудим, как можно перераспределить задачи или пересмотреть условия сотрудничества».
Будьте готовы к компромиссу, но не в ущерб себе.


Однако бывают случаи, когда, несмотря на все усилия, работодатель продолжает игнорировать договоренности. В этом случае можно попробовать следующее:
повторно поднять вопрос и напомнить о ранее достигнутых договоренностях;
если ситуация не меняется, рассмотреть возможность смены работы.


Также придерживайтесь трех правил, которые помогут при выстраивании конструктивных отношений с работодателем:
1. Фиксировать договоренности письменно. Если что-то обсудили устно, отправьте e-mail с подведением итогов.
2. Выдерживать нейтральный и конструктивный тон. Границы не нужно доказывать с агрессией – они должны быть обозначены четко и спокойно.
3. Регулярно анализировать ситуацию. Возможно, стоит пересмотреть свои обязанности или предложить новые условия сотрудничества.
Обсуждать границы необходимо в открытом диалоге с помощью фактов, которые действительно продемонстрируют важность и актуальность ваших переживаний и дискомфорта.
Важно понимать, что отстаивание границ — это не проявление строптивости, а инструмент для эффективной работы. Чем яснее и увереннее вы обозначаете свою позицию, тем выше шанс, что руководство воспримет вас как профессионала, а не как капризного сотрудника.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7