
Сюрреализм Мана Рэя и архивы Версаче: какие выставки смотреть за рубежом во второй половине 2025-го
Отобрали ключевые выставки в Европе и США, которые невозможно пропустить. История высокой моды, живопись XX века, фотокадры легенд — все это в Париже, Лондоне, Мадриде, Нью‑Йорке и далее по списку. В подборке — модное наследие Поля Пуаре, диалог Ива Сен-Лорана с фотографией, мощь Кифера и Ван Гога. Enjoy!
● ФРАНЦИЯ ●
«Поль Пуаре. Мода — это праздник»
Имя Пуаре давно стало синонимом роскоши, театральности и полной свободы самовыражения в моде. Его называют первым дизайнером в современном понимании профессии: он избавил женщин от корсета и ввел восточные силуэты, парфюмерные линейки и саму идею бренда как вселенной. Выставка «Мода — это праздник» впервые в таком масштабе охватывает карьеру кутюрье и его влияние на XX век — 550 экспонатов, среди которых вечерние платья, накидки, обувь, ткани, флаконы духов, интерьерные предметы, эскизы и архивные документы. Акцент экспозиции — на переходе от ар-нуво к модернизму. Пуаре — не просто мода, а полное художественное высказывание, в котором соединяются музыка, театр, живопись и аромат. Must-see для всех, кто хочет почувствовать подлинный дух начала XX века и понять, откуда растут ноги высокой моды.

«Ив Сен-Лоран и фотография»
Ива Сен-Лорана по праву считают величайшим кутюрье, и не в последнюю очередь благодаря тому, как его моду снимали. Эта выставка — редкая возможность взглянуть на фэшн глазами тех, кто запечатлевал его для будущих поколений. Среди фотографов — великие имена XX века: Хельмут Ньютон, Ги Бурден, Жанлу Сьефф, Питер Линдберг. 80 фоторабот и более 200 архивных объектов, включая эскизы, контактные листы, черновики и журнальные развороты, выстраивают захватывающий визуальный нарратив. Исследование выстроено вокруг взаимного влияния моды и фотографии. Например, снимки смокинга Le Smoking из коллекции Pop Art 1966 стали манифестом женской свободы, а образы 80-х — визуальным кодом power dressing. Выставка охватывает шесть десятилетий, погружая в эстетику времени — от черно-белой кинематографичности 60-х до глянцевого фетиша 80-х и почти документальной прозрачности 90-х.

«Клинамен»
Уникальная инсталляция со странным, на первый взгляд, неймингом — это диалог между искусством, архитектурой и идеей движения. Работа британского художника Конрада Шоукросса названа по античному термину clinamen, которым Лукреций описывал спонтанное отклонение атомов — то самое, что делает возможным свободу в мире. В огромном круглом зале со стеклянным куполом установлена кинетическая скульптура из вращающихся рукавов, каждая часть которой движется в собственном ритме, создавая сложную хореографию. Эта инсталляция — не про технологии, а про поэзию физики: свет, тень, звук и ритм становятся действующими лицами медитативного спектакля. Важно, что «Клинамен» — это приглашение к созерцанию, к размышлению о хаосе и порядке, о природе выбора и случайности.

«Кристиан Лакруа на сцене»
КОГДА
5 апреля 2025 — 4 января 2026
Барокко, цвет, театральность и орнамент — почерк Кристиана Лакруа знаковый не только в моде, но и в театре. Эта выставка посвящена именно сценическим работам маэстро: 140 костюмов, эскизы, архивы и модели охватывают период с 1985 года до наших дней. Экспозиция показывает главного героя не только как художника, но и как страстного знатока истории моды, театра и музыкального спектакля. Лакруа сотрудничал с Comédie-Française, Opéra Garnier, Théâtre des Champs-Élysées, создавая для них целые визуальные концепции. Особенно впечатляют костюмы для «Федры» и «Сирано де Бержерака» — каждый образ без слов говорит о герое. Это выставка о том, как работает артистическая интуиция — когда ткань, крой и деталь становятся частью драматургии.

● ИТАЛИЯ ●
Фра Анджелико
КОГДА
26 сентября 2025 — 25 января 2026
Выставка, как очевидно из названия, посвящена одному из главных художников эпохи Возрождения, чьи фрески и алтарные образы надолго стали символами христианской живописи. Произведения Фра Анджелико, включая «Звездную Мадонну», экспонируют рядом с работами его учеников и последователей — настоящий слепок культурной жизни позднего Ренессанса. Инсталляции воспроизводят пространства капелл и монастырей, чтобы передать строгий аскетизм монашеской жизни. Особое внимание советуем обратить на то, как визуальный язык заглавного героя выставки впоследствии просматривался у Джотто, Мазаччо и других авторов.

«Ман Рэй. Формы света»
Как живописец играет красками, так Ман Рэй играет светом. Фотогравюры, портреты и экспериментальные объекты представляют его как значимого авангардиста и новатора визуального языка. Здесь можно увидеть не только знаменитую рэйографию (да, в честь него назвали целый жанр!), но и редкие сцены закулисья театра и кинематографа. Архивные кадры, включая образы Пабло Пикассо и Альберта Эйнштейна, сменяются черно‑белыми сюрреалистическими коллажами, превращая выставку в путешествие от фигурации к абстракции.

«Giorgio Armani Privé 2005–2025: Двадцать лет высокой моды»
КОГДА
21 мая — 28 декабря 2025 (11–26 августа не работает)
Экспозиция охватывает 20 лет истории Giorgio Armani Privé (по случаю юбилея кутюрной линии) — от первых коллекций до последних шоу. В рамках выставки смотреть будем на вечерние платья, костюмы, аксессуары и архивные эскизы, а также видеозаписи подиумных показов. Внимание в проекте акцентируют на эволюции эстетики: от строгого минимализма к искрящимся декоративным решениям. Отдельный блок посвящен влиянию Армани на стиль красных ковровых дорожек.

● ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ●
«Кифер / Ван Гог»
Диалог между Ансельмом Кифером и Винсентом Ван Гогом представляет собой мощный визуальный манифест: страстный импрессионизм встречается с немой глубиной абстракции. Ван Гога показывают через полотна позднего периода — напряженный мазок, яркие цвета. Напротив — крупные и скульптурированные формы нашего современника Кифера. В них серый «мрак» становится полем памяти и философских размышлений. Это выставка о цвете, материи и температуре чувств.

Ретроспектива Джанни Версаче
КОГДА
16 июля 2025 — 1 марта 2026
Версаче — фамилия, ставшая синонимом сексуальности и гламура конца XX века. Выставка открывает архивы Джанни, показывает сшитые вручную платья, скульптурные костюмы и идеи образов, которые он воплотил для Джанет Джексон, Мадонны и принцессы Дианы. Это смелая экспозиция с драматичной постановкой. Идеально подойдет всем поклонникам моды, особенно тем, кто изучает визуальный язык 90-х.

● ИСПАНИЯ ●
«Барбара Крюгер: Еще один день. Еще одна ночь»
Выставка, в которой визуальная агрессия Крюгер превращается в медиавыражение современности. Гуггенхайм — идеальное место для ее лозунгов и графики: огромные поверхности, кричащие цвета — красный, черный, белый. Цитаты о власти, потреблении и идентичности оживляют пространство. Посетитель не просто смотрит — он вовлекается, читает, пересматривает и задается вопросом: кто формирует реальность и кто ее контролирует?

«Balenciaga. Тонкости диалога»
КОГДА
23 мая 2025 — 11 января 2026
Трибьют мастеру, который изменил представление о том, какими могут быть силуэты одежды, строится как диалог с искусством. Абстракционистские формы соседствуют здесь со скульптурными платьями, минимализм — с исторической традицией. Экспонаты в числе прочего рассказывают, как Кристобаль Баленсиага переосмыслял баскскую ткацкую традицию и превращал ее в язык haute couture. Еще один диалог, который здесь очевидно просматривается, — с Демной Гвасалией.

● ГЕРМАНИЯ ●
«Филип Монтгомери. Американские зеркала»
КОГДА
28 ноября 2025 — 10 мая 2026
Фотографический манифест представляет собой серию снимков на остросоциальные темы: фото фиксируют протесты, руины и американские городские пейзажи. Монтгомери снимает не на массовых митингах, а на простых перекрестках, вдоль стен с уличными граффити или недалеко от старых фабрик. Проект выстроен как визуальная хроника кризиса — географического, политического и морального. Интервью с художником и тексты, которыми сопровождаются экспонаты, превращают кадры в визуальную рефлексию.

● США ●
«Чарльз Гейнс: Ночь/Преступления»
Американский художник использует архивные материалы, судебные файлы и радиошумы, чтобы создавать визуальные абстракции, отсылающие к реальным событиям — убийствам, протестам, трагедиям. С каждым зеркальным фоном или монохромной цепью букв перед нами предстает не просто объект искусства, а слепая зона культуры, которую зритель обязан исследовать самостоятельно. Выставка работ Гейнса — редкий случай, когда современное искусство разговаривает с публикой без слов, но с желанием быть понятым.

● АВСТРИЯ ●
«Сезанн, Моне, Ренуар. Французский импрессионизм из Музея Лангматта»
Масштабный показ произведений главных мастеров французского импрессионизма в австрийской столице. Дюжина полотен Ренуара соседствует с картинами молодого Моне и ранним Сезанном. Выставка спроектирована как визуальное погружение в сад, парк, город, куда люди приходили не просто рисовать свет, но ловить момент: движение, ветер и игру цвета.

● ШВЕЙЦАРИЯ ●
Яёи Кусама
Экспозиция одной из самых влиятельных художниц современности. Кусама — королева бесконечности, точек и зеркальных миров. Теперь зрителю открываются не только гигантские надувные скульптуры и пестрые полотна, но и новый иммерсивный комплекс из зеркальных комнат, света и объектов — как театральная арена для сознания. Проект приглашает в мир, где цвет, форма, звук и пространство сливаются в абстрактное, но вполне отчетливое переживание.

Статьи по теме
Подборка Buro 24/7