«Для многих зрителей это первое свидание»: Анастасия Постригай — о выставке Владислава Зубарева
Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай рассказывает, каким был художник-шестидесятник Владислав Зубарев, чья экспозиция идет сейчас в Postrigay Gallery, и о том, почему это имя важно открывать для публики заново.

Анастасия Постригай
колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op-Pop-Art

Я уже говорила, что хочется рассказывать не только о знаменитых шестидесятниках, но и тех, кто несправедливо остался в тени. Не потому, что был недостаточно талантлив, а просто из-за неудачного стечения обстоятельств. Так вот, в итоге те слова стали своего рода анонсом большого проекта. В галерее Postrigay Gallery открылась выставка Владислава Зубарева — художника-нонконформиста, время которого наконец пришло.
Для начала — небольшое погружение в эпоху. Одной из важных фигур в абстрактной живописи 1960-х был Элий Белютин. Во времена оттепели он запустил радикально новую школу — это была студия «Новая реальность». Абстракция абстракцией, но в центре внимания у студийцев оставалась натура, а на холстах они демонстрировали эмоциональный отклик на увиденное. Сам Белютин «раскачивал» их, выводил из равновесия, тренировал необычными задачами — например: напишите радугу одним цветом. По меркам современной этики к Белютину, конечно, были бы вопросы. Студия оставалась очень замкнутым сообществом, а ее лидер был куда больше чем учителем. Он требовал подчинения и работы в том направлении, которое задаст. Не согласны — на выход.
Владислав Зубарев много лет был участником «Новой реальности», причем лояльным и максимально преданным. Он познакомился с Белютиным еще студентом, а позднее называл его «автором судьбы». Есть один показательный случай из биографии Зубарева. Когда студия отправилась в плановую поездку на теплоходе по Волге, чтобы писать с натуры, он не стал возвращаться домой, узнав о смерти матери, — лишь бы не пропустить ни одного слова учителя.



И студия, и Белютин прошли свои огонь, воду и медные трубы. В частности, «Новая реальность» попала под раздачу в «Манеже» в 1962 году, когда туда приехал Никита Хрущев. А в 1969 году милиция разогнала выставку Зубарева и еще одного студийца — Люциана Грибкова. Ситуация вполне ожидаемая, но от этого не менее травматичная. Грибков, например, лишился мастерской, разочаровался в работе, стал реже появляться в студии, да и умер рано — в 55 лет.
Казалось бы, в такой токсичной атмосфере и внутри студии, и за ее пределами художник может зачахнуть и потеряться, не суметь выжить самостоятельно. Но Зубарев шел за искусством, и во второй половине 1970-х, после конфликта с Белютиным, тоже собрал вокруг себя новую студию — «Темпоральная реальность». В случае с Зубаревым сложно разделить личную практику и коллективную. Для него было очень органично работать в сообществе, вместе с новыми студийцами он разрабатывал метод, который помог бы отразить на холсте время. Работа была на износ, потому что приходилось вести двойную жизнь: в будни — на приличной должности, в выходные — в искусстве.



Зубарев продолжал работу до конца жизни. Он создал уникальный метод, но не прославился — просто потому, что считал славу слишком незначительной целью на фоне служения искусству. Но у каждого произведения должен быть свой зритель, и сейчас как раз пришло время сделать так, чтобы публика наконец открыла для себя картины Зубарева.
Для многих это первое свидание с его искусством. Очень волнительно — надо ведь, чтобы художника не только заметили, но и успели понять и полюбить. Нужен «ключик», который поможет людям не испугаться нового и присмотреться. Глубины в творчестве Зубарева много. У него были и серьезная концепция, и даже собственное подробное пособие о том, как передавать на холсте разные пространства и композиции, вплоть до набора инструментов. Но, честно скажу, для неподготовленных чтение сложное.
Поэтому «читать» его работы предлагаю не по инструкции, а сердцем. Ведь даже на занятиях в студии он не грузил художников теорией. У Зубарева был свой «лавинообразный метод», когда в ход шли стихи и рассуждения. «Владислав никогда не говорил ни о каких программах и методиках, а мы рисовали — и все получалось. Мы просто вместе пели», — вспоминала одна из его учениц.
На выставке в Postigay Gallery вместе с коллегами постарались показать весь путь Зубарева — от первых опытов до зрелого периода. Самое раннее произведение в экспозиции — «Городской пейзаж» 1960 года (в те годы Зубарев — вчерашний выпускник Московского текстильного института). Всего восемь лет спустя, в «Новой реальности», он создает «Композицию», чистую абстракцию музейного уровня. Еще десяток лет — и он, уже руководитель собственной студии, пишет работу «Двое».



Серия 1986–1987 годов по мотивам поездки в крымское село Рыбачье показывает, насколько разным художник мог быть в пределах одной темы. Где-то прямые отсылки к пейзажу, где-то — чистая знаковая система, но все равно пропитанная морем и солнцем. К слову, в Postrigay Gallery есть и поздние работы, на которых он по-прежнему сочетает знаковую систему (как в «Композиции» 2012 года) и отсылки к реальности («Глаза» 2011 года).
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7