
«Фотоискусство будто более требовательное»: Анастасия Постригай — о том, почему появление ярмарки «Контур. Фото» стало новым шагом для арт-рынка
Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай рассказывает о фотографии на российском арт-рынке.

Анастасия Постригай
колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op-Pop-Art
В мае уже в третий раз прошла ярмарка графики «Контур». Она особенно запомнилась тем, что отдельную площадку отвели под фотоискусство. В большинстве рецензий мелькают восторги на этот счет, и повод действительно того стоит. Потому что с фотоискусством на арт-рынке в России ситуация непростая.
Отдельный сегмент фото у нас еще моложе, чем сам арт-рынок, которому всего-то 36 лет. Поэтому и галереи, которые специализируются именно на фотографии, можно пересчитать по пальцам. И это настоящие энтузиасты, потому что одной из первых в 2001 году открылась галерея «Люмьер», которая отвечает за классику, в особенности советскую. И она взяла на себя очень большой пласт работы и по просвещению, и по сохранению архивов. В 2008 году запустилась FotoDepartament.Gallery, с 2021 года работает PENNLAB Gallery — обе занимаются актуальной российской фотографией. ПиранезиLAB в целом работает с тиражным искусством, в том числе и с фото.
Конечно, галереи современного искусства тоже поддерживают фотопроекты, но все же для них это не основной фокус. Тем и хороша «Контур. Фото»: это повод присмотреться именно к этому сегменту, подсветить интересные имена. И сориентировать коллекционеров, потому что без них, как всегда, ничего расти не будет.
А сомнений, с которыми нужно работать галеристам, достаточно. Портфолио большинства художников можно найти в открытом доступе, и сложно почувствовать ценность купленного отпечатка — к этому нужно прийти. Фоторабота может стоить несколько сотен тысяч, как, например, в случае Владимира Куприянова, который переживает ренессанс благодаря pop/off/art. Опять же, возникает дилемма, во что безопаснее вложиться, ведь с тем же бюджетом можно приобрести и привычные холст или масло.

Понятно и беспокойство насчет количества копий. Фотография относится к тиражному искусству. А этот рынок в принципе держится на доверии, но фотографию ведь можно воспроизвести без проблем. Тем не менее по умолчанию фотоработы выходят ограниченным тиражом в нескольких форматах. В случае со старыми фотографиями тираж может быть и неизвестен, но все равно оригинальных отпечатков уже точно ограниченное количество. А самые ценные как раз авторские экземпляры, которые называют винтажными.
Фотоискусство будто более требовательное к покупателю, чем живопись. Как сказал в интервью «Деньгам в искусстве» основатель pop/off/art Сергей Попов: «Покупать фотографию часто означает солидаризироваться со взглядом художника, а это требует ответственности зрителя».
При всех нюансах возможностей тоже много. Во-первых, потому что фото молодого художника с тиражом может стоить хоть 3 тысячи рублей, и это будет полноценной частью коллекции. И даже уникальные фотопроекты в единственном экземпляре будут относительно недорогими. Например, фотохудожница Вера Лапонкина работает с архивными снимками, и ее работы из серии «Конструктор памяти» можно купить за 70 тысяч рублей.

При этом рынок еще не выгребли до грунтовых вод, и можно даже замахнуться на работы, которые уже заслужили свое место в музее. Например, сейчас наступил момент работы с наследием Дмитрия Маркова — того самого фотохудожника, который поменял представление о красоте русской глубинки. Сейчас его архив представляет топовая галерея Anna Nova, и фотографию Маркова у них можно купить за 1,5–2 тысячи евро.

Фотографа Александра Гронского сейчас называют чуть ли не главным художником в этом медиуме. Он снимает московские пейзажи так, что вывески, объявления и афиши превращаются в высказывание. Работы Гронского находятся во многих музеях, например в Foam Museum в Амстердаме и Maison Européenne de la Photographie в Париже. А еще они есть в коллекциях Дениса Химиляйне и Антона Козлова. Но открытой продажи работ Гронского нет, так что их покупка может превратиться в квест для мотивированных.

Медиум фото можно трактовать и шире, ведь на камеру можно фиксировать перформансы, ленд-арт и другое искусство. Российский художник Франциско Инфанте всегда фотографирует свои «артефакты», и именно эти кадры для него и являются финальным произведением. Как и в целом искусство поколения шестидесятников, работы Инфанте — это уже инвестиции. У меня у самой в коллекции есть его произведение из серии «Аппликации». Но нужно иметь в виду, что бюджет сейчас нужен немалый: даже свежие работы Инфанте обойдутся примерно в 7,5 тысячи долларов.

Фотоискусство в России пока недооцененное, но галеристы аккуратно говорят об оптимизме — люди начинают интересоваться сегментом. И это здорово, потому что потенциал для коллекции огромный: можно собрать качественную фотоколлекцию, которая при этом будет бюджетнее сопоставимой по уровню живописной. А начать всегда можно с малого, пускай даже с самой недорогой работы, которая будет откликаться в сердце.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7