
«Мертвые души» и «Гамлет»: лучшие спектакли уходящего сезона, на которые вы еще успеваете сходить — выбор BURO.
Театральный сезон — 2024–2025 постепенно подходит к концу, но перед тем как кулисы закроются до осени, еще есть шанс увидеть самые яркие постановки года — а он был богатым на громкие премьеры. Выбрали из них семь самых-самых — от философского «Гамлета» до дерзкой «Шинели».
Где:
Театр на Таганке
«Гамлет»
Ближайшие показы:
7, 8 июня и 1, 2 августа
Продолжительность:
1 час 40 минут
Режиссер Мурат Абулкатинов
Шекспировский принц в постановке Мурата Абулкатинова (заглавного героя блестяще сыграл Сергей Кирпичёнок) — не герой трагедии, а внешний наблюдатель конца эпохи, конца семьи, конца себя. В этой «скульптурной» по пластике и звуку постановке главная тема — утрата ориентира в мире, где власть коррумпирована, а близость иллюзорна. Эстетика минимализма, хореография жестов и свет как драматургия — «Гамлет» получился пугающе современным и безжалостно точным. Наверное, потому, что, по признанию самого режиссера, ему хотелось посмотреть на то, каким будет Гамлет сегодня и существует ли он вообще.


Фото: Игорь Червяков
Где:
«Озеро» (пространство «Внутри»)
«Мертвые души»
Ближайшие показы:
12 и 22 июня
Продолжительность:
1 час 30 минут
РежиссерЫ Владимир Комаров и Андрей Маник
Гоголь XXI века — живой, пульсирующий, наполненный тревогой времени и отчаянием по ускользающему смыслу. Режиссеры Владимир Комаров и Андрей Маник превратили «Мертвые души» в хоровое действо, где Чичиков (Гоша Токаев) становится не просто ловкачом, а символом пустоты, которой заражено общество. Гротеск и документальность, фарс и трагедия сливаются в единое мощное театральное полотно. Состав (преимущественно женский) безупречный: Виктория Исакова, Виктория Толстоганова, Светлана Иванова, Мария Смольникова, Таисия Вилкова, Александра Бортич, Соня Райзман, Полина Цыганова. И да, «Озеро» (мнение редакции может не совпадать) — самый честный и точно попадающий в нерв времени театр прямо сейчас. Познакомиться с теми, кто его делает, можете в материале.


Фото: Дима Чёрный
Где:
Театр Наций
«Дон Кихот»
Ближайшие показы:
12, 13 июня
Продолжительность:
3 часа 20 минут
Режиссер
Антон Фёдоров
Бессмертный роман Сервантеса об эксцентричном престарелом дворянине, который начитался книг и возомнил себя благородным рыцарем, ожил на сцене Театра Наций — и сразу стал хитом. Дон Кихот (Тимофей Трибунцев) режиссера Антона Фёдорова, однако, не просто отчаянный романтик, но тиран. Даже когда реальность оказывает жесткое сопротивление, он то и дело пытается подчинить ее своим правилам — сделать ладной, складной, понятной и справедливой. Герой так сильно верит в свою правоту, что ради благой цели готов переносить любые беды и муки. Это еще ничего, но ведь он готов приносить страдания еще и окружающим. Фёдоров размышляет, насколько движение к добру безобидно и что вообще есть норма сейчас.


Фото предоставлено пресс-службой Театра Наций
Где:
коллектив «Место» (пространство «Внутри»)
«Шинель»
Ближайшие показы:
9, 10, 11 июня
Продолжительность:
1 час 45 минут
Режиссер
Антон Фёдоров
Второй спектакль-фаворит сезона, поставленный по Гоголю, намекает, что сейчас тексты автора актуальны как никогда. Фёдоров продолжает разрабатывать свою эстетику театра-лабиринта, и в «Шинели» она находит почти идеальное воплощение. Акакий Акакиевич (Сергей Шайдаков) здесь — не тот «маленький человек», которого мы привыкли представлять после школьных уроков литературы. Он гигант на ходулях, который выражается междометиями, мало что из себя представляет, но много что думает о значимости своей писарской работы. В финале истории нет мести и призрака, срывающего шинели с прохожих: зло (хотя что есть добро и зло — до сих пор вопрос без ответа) остается безнаказанным. Гротескная постановка превращает Петербург в город теней, где исчезновения одного большого ребенка не заметит никто. Может, так и нужно.


Фото предоставлено пространством «Внутри»
Где:
МХТ им. А. П. Чехова
«8 разгневанных женщин»
Ближайшие показы:
14, 15 июня
Продолжительность:
2 часа 40 минут
Режиссер
Алла Сигалова
Криминальная драма показывает блистательный ансамбль женских характеров в камерной постановке с элементами нуара и комедии положений. Пьеса Робера Тома о смерти мужчины превращается в остроумный спектакль про изоляцию, семейные тайны и то, как трудно быть женщиной, когда от тебя требуют идеальности. Костюмы, пластика, музыкальные фрагменты — все работает на тонкую иронию, за которой скрываются настоящие драмы. И, конечно, взглянув на героинь в исполнении Дарьи Мороз, Маруси Фоминой, Софьи Шидловской, Софьи Эрнст, Аллы Сигаловой, Юлии Чебаковой, Ани Чиповской и Александры Ребенок, вам захочется нарядиться и пойти танцевать — гарантируем.


Фото: Александра Торгушникова
Где:
театр «Сатирикон»
«Сирано де Бержерак»
Ближайшие показы:
30, 31 мая и 13, 14, 28 июня
Продолжительность:
2 часа 20 минут
Режиссер
Константин Райкин
В 1990-е в «Сатириконе» шел «Сирано де Бержерак» в постановке Леонида Трушкина, в котором сам Константин Райкин играл заглавную роль. Впервые за режиссерскую карьеру он вернулся к спектаклю, в котором участвовал. Новая версия получилась современной — Сирано (Ярослав Медведев / Даниил Пугаёв) напоминает не то рэпера, не то хулигана, а может, вообще всех вместе. Он носит худи, ест лапшу, словесные поединки превращает в баттлы, хотя в душе остается тонким романтиком, совсем как в оригинале Ростана. И нет, спектакль не выглядит насмешкой над текстом XIX века, наоборот, проводит красивую параллель между прошлым и настоящим. Как рассказал Райкин, он воссоздал на сцене историю о человеке, который живет из себя: так, как видит мир. О гениальном поэте, драчуне, смельчаке, который может остановить спектакль и выйти один против всего зала, при этом робеющем перед красавицей. Описывая героя, режиссер говорит: «Вот такой неудачник-одиночка, на которого хочется во многом быть похожим. Сирано — это красота поражения».


Фото: Александр Иванишин, Алина Эстеркина
Где:
РАМТ
«Лето Господне»
Ближайшие показы:
3 июня
Продолжительность:
2 часа 50 минут
Режиссер
Марина Брусникина
Впервые на московской сцене появилась постановка по самому известному роману Ивана Шмелёва, где история страны и уклад жизни дореволюционной России раскрываются через биографию отдельной семьи. Как свойственно Брусникиной, действо превращается в коллективный рассказ, в котором каждый артист говорит со зрителем о своем. Режиссер не умиляется и не вздыхает о жизни в прекрасной России прошлого, не скорбит об утрате этой самой жизни, а выводит на первый план смерть как тот фокус, который искажает наши воспоминания. Спектакль предваряют цитаты о расстреле сына Шмелёва и о том горе, которое охватило родителей, не сумевших его спасти. По словам Брусникиной, эта постановка о «необходимости понимания прошлого для определения контуров будущего».


Фото предоставлены пресс-службой РАМТ
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7