
Вторая жизнь: как бренд Eburet создает экологичную мебель из переработанного пластика
Редакция BURO. знает и любит бренд Eburet уже давно — за стильную и экологичную мебель, созданную из переработанного пластика. Поэтому решили пообщаться с соосновательницей марки Ольгой Найденовой и разобраться, как проходит процесс производства, а также узнать о плюсах и минусах работы с таким материалом, ценообразовании и перспективах.

Ольга Найденова
Дизайнер, соосновательница бренда Eburet
О ТОМ, КАК НАЧИНАЛСЯ ПУТЬ
У проекта — три основателя. Ольга Найденова придумала концепцию бренда и занимается дизайном предметов, Сергей Ибрагимов отвечает за IТ-инфраструктуру и финансы, а Антон Рыкачевский занимает должность операционного директора. В 2020 году Ольга познакомилась с Сергеем и Антоном — в то время они строили 3D-принтер. Это, во-первых, поразило Ольгу, а во-вторых, вдохновило на первые наброски мебели. А Сергею и Антону, в свою очередь, был нужен дизайнер для создания предметов. Так Ольга и осталась работать с парнями.
«Я быстро поняла, какую мебель стоит делать из пластика: яркую, многофункциональную, с запоминающимся дизайном. Поделилась этой задумкой с ребятами, и они поддержали. Втроем начали встречаться по выходным, экспериментировали и печатали первые образцы. Все факультативно, без зарплат, исключительно на энтузиазме», — говорит Ольга. 14 февраля 2021 года у проекта появился первый объект, который все признали рабочим. Так родился флагманский продукт — табурет «Ебурет».

О ТОМ, КАК УСТРОЕНО ПРОИЗВОДСТВО
Первичное и вторичное сырье Eburet закупают у разных поставщиков, но все материалы производят в России. «Дополнительно заказываем красители и добавки — присадки, которые улучшают технические характеристики пластика. Процесс производства начинается с создания 3D-модели: у нас есть своя программа, которая превращает эскиз в команды для робота. Именно она задает вектор движения аппарата, чтобы слой за слоем укладывать пластик и создавать нужную форму», — рассказывает Ольга.
За печатью следит оператор: он смешивает сырье, загружает его в принтер, выбирает программу и запускает процесс. Если что-то идет не так, останавливает и переделывает алгоритм. Готовое изделие передают шлифовщику, а потом товар упаковывают для клиента. Команда сначала работала в небольшом ангаре. В 2022 году пришлось переехать, потому что договор аренды расторгли. «Искали помещение с учетом нескольких критериев. Нужно было, чтобы это был первый этаж: сырье завозим большими объемами, плюс принтер с оборудованием весит до трех тонн, не все перекрытия выдержат. Нашли место на "Севкабеле" в Петербурге, там сейчас и находится производство», — отмечает Ольга.


О КОМАНДЕ
На старте проекта было всего три человека — основатели. В таком составе они работали не больше года, а потом штат начал постепенно разрастаться. Сейчас он насчитывает более 30 человек, а самый большой скачок в числе сотрудников пришелся на 2024 год. Команда состоит из двух частей. Производство — это те, кто непосредственно работает с 3D-принтерами, занимается их программированием, а еще обработкой и сборкой предметов. Офис — те, кто отвечает за общее развитие компании, дизайн и разработку моделей предметов, логистику, продажи, маркетинг.

ОБ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВАХ ПЛАСТИКА
Ольга рассказывает, что существует много видов пластика: полипропилен, полистирол, полиэтилен. Каждый из них обладает особенными характеристиками. Например, для 3D-печати используют материалы с минимальным сжатием: это ABS, PLA и PETG. Им придают форму в горячем состоянии, но при остывании он уменьшается.
«Когда мы только только начинали работать с 3D-печатью, пробовали различные виды, смотрели на свойства и анализировали их. После экспериментов выбрали основное сырье — полистирол PS (6), являющийся остатками йогуртового производства», — говорит Найденова. Мебель из него устойчива к влажности, выдерживает температуру от -40 до +40 градусов и не выцветает на солнечном свете. Помимо этого, она прочная, но позволяет создавать сложные формы, сборные архитектурные конструкции и разные текстуры. Материал можно окрашивать в любые оттенки по RAL (цветовой стандарт, разработанный в Германии) и вновь перерабатывать.
В отличие от бетона или дерева, полистирол требует меньше энергетических затрат на производство и не зависит от масштабной добычи природных ресурсов. По совокупности факторов он становится отличным решением для бизнеса, ориентированного на ESG-повестку.

ПРИМЕРЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЕРЕРАБОТАННОГО ПЛАСТИКА
Из переработанного пластика можно производить модульные конструкции для городских и общественных пространств. «Так, в сотрудничестве с мультибрендовым магазином Peak мы создали инсталляцию "Комната в скале". Особенностью проекта является то, что он выполнен из 15 модулей, имитирующих мебель», — вспоминает Ольга. А для выставки My mother was a computer в Санкт-Петербурге бренд произвел две конструкции, состоящие в общей сложности из 19 элементов. Весь проект изготовили и смонтировали за неделю.


Для офиса, производства и сети кофеен компании Tasty Coffee команда Eburet адаптировала и напечатала более 40 уникальных предметов по техническому заданию заказчика: сидения, журнальные столы, подвесные кашпо, подстолья, барные стулья и так далее. Совокупный тираж составил более 200 штук. А для общественного пространства «ГЭС-2» бренд создал большую основу для стола и разработал резедово-зеленый цвет 6011 по RAL. Оттенок заложен в дизайн-коде культурной институции, поэтому важно было создать мебель именно в этом цвете.




«Еще одним важным направлением использования переработанного пластика является корпоративный мерч. Так, специально для клиентов "Дзена" мы произвели журнальные столики в фирменном цвете с дополнительными местами для хранения в форме логотипа бренда», — отмечает соосновательница Eburet. А для молодежного коворкинга «Ямолод.хаб» в Салехарде марка совместно с архитектором проекта напечатала текстурный фасад для стойки ресепшена, состоящий из восьми сборных блоков с возможностью крепления.




ТРУДНОСТИ В РАБОТЕ С ПЕРЕРАБОТАННЫМ ПЛАСТИКОМ
Работа с пластиком сегодня не только позволяет заявить об устойчивости бренда, но и вызывает ряд стереотипов и трудностей. Несмотря на растущий интерес к экологичному дизайну, компании вроде Eburet сталкиваются с целым рядом ошибочных суждений. «Часть аудитории воспринимает переработанное сырье как "мусор". Но это очень полезный ресурс, который помогает создавать изделия, ничуть не уступающие в возможностях более привычным материалам, а в рамках дизайна имеют уникальные и конкурентные свойства», — говорит Ольга. Например, цвет предмета можно сделать градиентным, а текстуру сымитировать под природные текстуры.


Ольга также отмечает, что многие клиенты часто задаются вопросом о ценообразовании предметов из переработанного пластика. Есть несколько фундаментальных факторов, которые влияют на то, что изделия стоят дорого. Во-первых, стоимость материалов и оборудования. Детали, инструменты и расходники заказывают из других стран, а в данном контексте возникают сложности с курсом валют. Во-вторых, один из весомых факторов финальной стоимости изделий — труд специалистов. В случае Eburet предметы создает 3D-принтер, но за процессом печати и доведением их до товарного вида следят операторы, шлифовщики и другие сотрудники. «Это не конвейерное производство, а мебель с уникальным дизайном. Каждый предмет изготавливается от одного до трех часов», — прокомментировала Найденова.
Еще одно частое опасение — сомнения в том, насколько переработанный пластик прочен, особенно на улице или в общественных пространствах. Некоторые считают, что материал легко царапается, ломается или теряет форму. И здесь многое зависит от технологии. «Мы работает не с бутылками из-под воды, дачными стульями или контейнерами для еды, которые многие привыкли представлять. Полистирол, который закупаем, успешно выдерживает уличную эксплуатацию, не подвержен гниению, легко моется и устойчив к механическому воздействию», — отмечает Ольга. Более того, в нескольких проектах переработанный пластик доказал свою антивандальную устойчивость. Например, на московском Северном речном вокзале предметы марки стоят с 2021 года и на сегодняшний день не потеряли первичный внешний вид.


О ТОМ, ЧТО НАС ЖДЕТ В БУДУЩЕМ
Рост интереса к переработанным материалам совпадает с развитием технологий цифрового производства: 3D-печать, кастомизация, малые тиражи. Полистирол в этом контексте оказывается особенно удобным: он легко поддается адаптации, позволяет тестировать новые формы предметов без гигантских производственных затрат.
«Сегодня мы видим начало сдвига: экодизайн перестает быть нишевым и становится новой нормой для широкого бизнеса. Компании, которые успеют встроить переработанные материалы в свои производственные цепочки и визуальную стратегию, получат очевидное преимущество в ближайшие годы», — говорит соосновательница Eburet.


Статьи по теме
Подборка Buro 24/7