Поиск

Огонь, цветы и травы: куда идти и что смотреть в музеях в июне

Текст: Екатерина Краюхина

Рассказываем о самых ожидаемых выставках Москвы, Петербурга и Нижнего Новгорода, тем самым традиционно снабжая вас культурными планами на месяц вперед. Выбрали целых десять по-настоящему летних экспозиций, пропустить которые было бы обидно.


«ЕЛИЗАВЕТА КРУГЛИКОВА И ВОКРУГ»

КОГДА

до 9 ноября


ГДЕ

Москва, Третьяковская галерея

Имя Елизаветы Кругликовой — художницы, графика, новатора и педагога — по праву входит в число ключевых фигур, определивших развитие офорта, силуэта и монотипии в России первой половины ХХ века. Государственная Третьяковская галерея посвятила выставку 160-летию со дня рождения мастера. В шести залах экспозиции найдете более 200 произведений: гравюры и монотипии, рисунки и акварели, силуэты, скульптура и мелкая пластика. Особое место займет портрет художницы, созданный Михаилом Нестеровым в 1938 году, — один из шедевров живописи в собрании Третьяковки. Проект познакомит зрителей не только с творчеством самой Елизаветы Сергеевны, но и с работами ее друзей, коллег и учеников, среди которых Максимилиан Волошин, Анна Голубкина, Матвей Добров, Иван Ефимов, Надежда Симонович-Ефимова, Мстислав Добужинский, Георгий Верейский, Михаил Нестеров и другие яркие представители русского искусства — это позволит погрузиться в ту культурную среду, которую Кругликова формировала вокруг себя.


Огонь, цветы и травы: куда идти и что смотреть в музеях в июне (фото 1)
Михаил Нестеров, Портрет Е. С. Кругликовой, 1938
Огонь, цветы и травы: куда идти и что смотреть в музеях в июне (фото 2)
Елизавета Кругликова, автопортрет, вторая половина 1890-х

FLOWERS

КОГДА

до 31 августа


ГДЕ

Москва, 3L Gallery

SAMPLE совместно с 3L Gallery проведет персональную выставку Вари Чельцовой. В центре — образ букета как точки пересечения эмоций, личной истории и традиций. От античных фресок до модернистских натюрмортов цветочные композиции отражали подвижный срез времени — момент расцвета или упадка. В творчестве Чельцовой букет становится порталом в мир чувств, переживание которых рождает надежду на будущее. Обращаясь к языку модернистской живописи, художница работает с цветовыми полями, яркой палитрой и орнаментальными композициями. Созданная в период миграции и личных утрат, эта серия — возможность для автора открыто делиться любовью, радостью и красотой. В каждом холсте зритель найдет символические послания — интерьеры Тель-Авива, скульптуры из тарусского дома, керамику сестры, мамины утренние цветы, детские игры на лестнице, встречи за столом и другие воспоминания.

Огонь, цветы и травы: куда идти и что смотреть в музеях в июне (фото 3)
Варя Чельцова, «Цветы на желтом фоне», 2025
Огонь, цветы и травы: куда идти и что смотреть в музеях в июне (фото 4)
Варя Чельцова, «Цветы на черном фоне», 2025

«ЗВЕЗДЫ СОШЛИСЬ»

КОГДА

до 29 июня


ГДЕ

Москва, фонд Ruarts

Коллаборация Егора Гиве и Кирилла Ашастина, двух художников с уличным бэкграундом, которые успешно работают в студийных формах, моделирует пространство, где зритель — главный герой. Зеркала перестают быть просто поверхностью, отражающей реальность, а превращаются в носителей смыслов — иногда ироничных, иногда провокационных, но всегда заряженных энергией самовыражения. Название проекта подчеркивает, с одной стороны, значимость индивидуальности, предполагая, что каждый гость является уникальной звездой сам по себе. С другой — служит прямым намеком на командную работу — с юмором художники называют себя «звездами», которые «сошлись». Отражения в зеркалах с градиентом, инкрустированных стразами Swarovski, плавно перетекают от одного к другому, запуская непрерывную манипуляцию оптических эффектов и человеческих эмоций. Кстати, сотрудничество авторов сложилось спонтанно: с недавнего времени они делят мастерскую на территории бывшего завода «Кристалл».

Огонь, цветы и травы: куда идти и что смотреть в музеях в июне (фото 5)
Егор Гиве и Кирилл Ашастин, «Красота», 2025
Огонь, цветы и травы: куда идти и что смотреть в музеях в июне (фото 6)
Егор Гиве и Кирилл Ашастин, «Звезды сошлись», 2025

LIGHT MY FIRE

КОГДА

до 15 июля


ГДЕ

Москва, A–House

Flor et Lavr Gallery под чутким кураторством Петра Иванова представляет персональный проект Артема Ляпина. Главным героем и соавтором новых работ художника, посвященных теме поиска и сохранения внутреннего света, стал огонь. Впервые Артем создает скульптурные композиции и кружева из медной проволоки и металла в технике коклюшечного кружевоплетения. Light My Fire — это размышление о хрупкости и необходимости огня в темное время. В работах Ляпина он появляется не как разрушительная стихия, а как жест тепла и внимания, направленный вовне — к другому. В центре — женские персонажи, несущие пламя. Автор подчеркивает, что женская фигура в его работах — это носительница света, а не разрушения. Этот выбор связан с идеей внутреннего огня как жеста уязвимости и заботы, а не силы и подавления. Специально для выставки бренд свечей ручной работы Svetlica создал серию, вдохновленную работами автора. Они появляются в экспозиции внутри скульптур-подсвечников и доступны к приобретению отдельными наборами по три и пять штук.

Огонь, цветы и травы: куда идти и что смотреть в музеях в июне (фото 7)
Артем Ляпин, «Теплый свет едва косался ее силуета, оставляя лишь намек», 2025
Огонь, цветы и травы: куда идти и что смотреть в музеях в июне (фото 8)
Артем Ляпин, «Свет звал меня, я хотела выбраться, вернуться туда, но теперь это невозможно», 2025

«ТРАВЫ»

КОГДА

до 3 августа


ГДЕ

Москва, Postrigay Gallery

Групповая выставка Анатолия Лепина, Элины Марусовой, Татьяны Прокшиной, Саши Подгородской, Натальи Порошиной и Анастасии Прибельской — это размышление о том, как малое становится большим, и месте человека в этом вечном круговороте. Работы участников экспозиции объединены образами трав и растительности. Они связаны с рассуждениями об индивидуальности и внутренней силе каждого создания. Семя, будучи незаметным, обязательно прорастет, так было задумано Творцом — это метафора скрытого потенциала и начала процесса, который разворачивается постепенно, оставаясь невидимым глазу. Каждая отдельная травинка, как и каждый человек, — не просто часть большого целого, а Его творение и свидетельство длинного пройденного пути. Работы сделаны в разных медиумах — от живописи до керамики. Они по-разному интерпретируют тему природы, тайну роста, пути, но общее среди них — внимание к невидимому процессу становления.

Огонь, цветы и травы: куда идти и что смотреть в музеях в июне (фото 9)
Татьяна Прокшина, «Касание», 2025
Огонь, цветы и травы: куда идти и что смотреть в музеях в июне (фото 10)
Татьяна Прокшина, «Бестревожность», 2025

«ОБЛАКО, ОЗЕРО, БАШНЯ»

КОГДА

до 13 июля


ГДЕ

Москва, Фонд Андрея Чеглакова

Персональный выставочный проект Бориса Кочейшвили приурочен к 85-летию художника. Экспозиция представляет широкой публике многогранное творчество одного из важнейших авторов-семидесятников. Название отсылает к рассказу Владимира Набокова, в котором герой стремится попасть в идеальный пейзаж — облако, озеро, башня, — и остаться в нем навсегда. Этот образ точно соотносится с миром, который Кочейшвили создавал всю жизнь: замкнутое, интимное пространство мастерской, наполненное тишиной, ясной структурой образов и личной поэтикой. Особой частью проекта станет возможность посетить мастерскую Бориса Кочейшвили в Чистом переулке, где художник десятилетиями создавал собственную творческую вселенную. Визиты в мастерскую пройдут в формате специальных встреч с художником (по предварительной регистрации).

Огонь, цветы и травы: куда идти и что смотреть в музеях в июне (фото 11)
Борис Кочейшвили, «Ева и Адам», 2024
Огонь, цветы и травы: куда идти и что смотреть в музеях в июне (фото 12)
Борис Кочейшвили, «Барокко II», 1980-е

«КАЛЕЙДОСКОП ВРЕМЕНИ»

КОГДА

до 31 августа


ГДЕ

Москва, ММОМА

На масштабной персональной выставке сценографа, живописца и графика Бориса Мессерера можно увидеть более 150 работ, демонстрирующих многообразие творческих методов мастера и охватывающих период с конца 1950-х по 2020-е годы: макеты оформления театральных постановок, инсталляции, акварели, офорты, живопись. Творческую многогранность художника предопределила его семья: отец — артист балета, балетмейстер Асаф Мессерер, мать — Анель Судакевич — актриса немого кино, художница по костюмам, двоюродная сестра — балерина Майя Плисецкая. Поле синтеза искусств не могло не оказать влияния на формирование личности и видение художника, его способ отображения реальности и ее художественной «сборки». Название проекта отражает как характер, так и суть работ мастера. Выставка станет калейдоскопом, который соберет в одном пространстве большой путь автора и откроет широкому зрителю малоизвестные, самые далекие от дня сегодняшнего, но чрезвычайно яркие и значимые годы его творческого пути.

Огонь, цветы и травы: куда идти и что смотреть в музеях в июне (фото 13)
Борис Мессерер, «Старая бабушка (Бёхово)», 1955
Огонь, цветы и травы: куда идти и что смотреть в музеях в июне (фото 14)
Борис Мессерер, «Таруса. Колокольня собора С. Петра и С. Павла», 2007

«СВЕТ МЕЖДУ МИРАМИ»

КОГДА

до 8 ноября


ГДЕ

Московская область, музей «Новый Иерусалим»

Подмосковный музей «Новый Иерусалим» совместно с Фондом развития культуры и искусства Узбекистана открыл масштабный проект, посвященный малоизученному пласту советского, узбекского и русского модернизма 1920–1930-х годов. Это первый за многие годы международный проект, который объединяет две уникальные коллекции, сформированные вопреки всем правилам советского музея. В экспозицию вошли более 160 живописных и графических работ 40 художников, в числе которых — Александр Волков, Соломон Никритин, Александр Шевченко и Климент Редько. Выставка позволяет по-новому взглянуть на художественный процесс 1920–1930-х годов во всем его многообразии​.

Огонь, цветы и травы: куда идти и что смотреть в музеях в июне (фото 15)
Николай Карахан, «Поливальщики», 1930
Огонь, цветы и травы: куда идти и что смотреть в музеях в июне (фото 16)
Дора Гуревич, «Зимой. Автопортрет в спортивном костюме», конец 1920-х

«РИТУАЛ ОТ ЛИШНИХ МЫСЛЕЙ»

КОГДА

до 23 июня


ГДЕ

Санкт-Петербург, Фонарные бани

Grabar Gallery и MYTH Gallery совместно с Фонарными банями придумали групповой предметно-ориентированный проект, который объединяет работы 18 художников, связанные общей темой. Выполнены они тем не менее в разных техниках и формах: от текстильных объектов и металлических скульптур до живописи и аудиоинсталляций. Среди участников — Recycle Group, Андрей Азбуниак, Людмила Баронина, Анна Быстрова, Юлия Вирко, Мила Гущина, Петр Кирюша, Александр Китаев, Ирина Корина, Оля Кройтор, Вадим Михайлов, Николай Онищенко, Александра Паперно, Вова Перкин, Ульяна Подкорытова, Милена Стрелкова и Егор Федоричев. Название отсылает к самому востребованному ритуалу современности — очищению от лишних мыслей и стремлению к медленной жизни. В бурлящей повседневности баня становится пространством, где возможно замедлить время и обрести себя. Эта практика, известная с древних времен, вновь обретает популярность.

Огонь, цветы и травы: куда идти и что смотреть в музеях в июне (фото 17)
Мила Гущина, «Тысячу дней, тысячей лиц», 2025
Огонь, цветы и травы: куда идти и что смотреть в музеях в июне (фото 18)
Андрей Азбуниак, работа из серии «Предсказание», 2024

«СЕРГЕЙ КОНЕНКОВ. XX ВЕК»

КОГДА

до 22 июля


ГДЕ

Нижний Новгород, выставочный пакгауз на «Стрелке»

Музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и Нижегородский художественный музей собрали выставку, посвященную одному из самых ярких и эксцентричных отечественных скульпторов прошлого столетия — Сергею Коненкову. Художник работал с бронзой, гипсом, мрамором, деревом и оставил после себя более 800 композиций. Экспозиция приурочена к прошедшему 150-летию художника — она исследует героику, космогонию и пророчества в творчестве мастера. Скульптуры объединили в три тематических блока, взаимосвязанных в творчестве Коненкова: религия, власть и язычество. Экспонаты отобрали из коллекций Третьяковской галереи, Русского музея, Музея архитектуры им. А. В. Щусева, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Смоленского государственного музея-заповедника и других собраний. Среди них — работы «Пророк», «Автопортрет», «Демон», «Сын человеческий», «Матрос с крейсера “Громобой”», эскиз оформления главного входа павильона «Шестигранник» для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года в Москве.

Огонь, цветы и травы: куда идти и что смотреть в музеях в июне (фото 19)
Сергей Коненков, «Сын человеческий», 1933
Огонь, цветы и травы: куда идти и что смотреть в музеях в июне (фото 20)
Сергей Коненков, «Пророк», 1928

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7

Больше