
От эскиза к сцене: 5 спектаклей, выросших из «Питчинга» Мастерской Брусникина
Независимый театр «Мастерская Брусникина», который в этом году отмечает 10-летие, вчера провел пятый «Питчинг» — фестиваль эскизов, в рамках которого молодые режиссеры получают шанс представить смелые замыслы и получить поддержку для полноценной постановки. Чтобы подчеркнуть важность события, рассказываем, на какие пять спектаклей, выросших из этой инициативы, можно (и нужно!) сходить.
ЧТО ТАКОЕ «ПИТЧИНГ»?
«Питчинг» родился как аналог киноиндустриального формата, но адаптировался к театральным условиям. Один вечер, четыре эскиза — только сцена, режиссер и актеры. Здесь пересекаются документалистика, пластика, музыка, стендап и предметный театр. Тематика не ограничена, ценятся живой взгляд и свобода формы. Победитель получает грант и возможность войти в репертуар следующего сезона, а дух свободы, по словам креативного продюсера Марии Синицыной, — главная ценность проекта.
В этом году зрители увидели четыре эскиза: эпос о мягкой силе женщины «Авдотья Рязаночка», рассказанный языком физического театра в постановке Анжелики Катышевой; панк-оперу «Павлик Морозов — суперзвезда» Мирослава Лашкевича; эпическую трагикомедию с элементами физического театра «Злая тетя» в постановке Светланы Шуйской и абсурдистский хоррор «Черная пурга» Сергея Щедрина. Последний и стал победителем — точно увидим спектакль среди премьер сезона 2025/26.
5 СПЕКТАКЛЕЙ, РОДИВШИХСЯ НА «ПИТЧИНГАХ» ПРОШЛЫХ ЛЕТ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ СЕЙЧАС
«МАМЛЕЕВ»
Режиссер Арсений Мещеряков
Фантазийная опера по рассказам Юрия Мамлеева — мистика, метафизика и музыка в одном спектакле. Вместе с композитором Никитой Лозовским и художницей Катей Эрдэни режиссер Арсений Мещеряков создает гипнотический визуальный и звуковой мир, в котором реальность размывается. Здесь герой — это человек, стремящийся к просветлению, но падающий в бездну. Спектакль структурирован как альбом: каждый «трек» основан на отдельном тексте Мамлеева. Сцена превращается в портал, ведущий в потустороннее измерение человеческой души. Психоделическая эстетика спектакля родилась на стыке литературы, музыки и визуального театра.
Вдохновением послужили эксперименты арт-группы «Электронная сигарета». Мамлеев описывает человека как вертикаль, устремленную одновременно к небу и в бездну, — и спектакль следует этой логике. Это не инсценировка, а театральный опыт, в котором внутреннее переживается телесно.


«КОГТИ В ПЕЧЕНЬ (НИКТО НЕ ВЕЧЕН)»
Режиссер Сергей Карабань
Юрий Клавдиев написал фантасмагорию — режиссер Сергей Карабань превратил ее в театральный микс абсурда, черного юмора и тревожной реальности. В интернате для подростков вдруг гаснет свет — либо дети устроили деструктивную выходку, либо мир и правда заканчивается. Трое друзей оказываются в центре этого сюжета: кто они — бунтари, катализаторы хаоса или просто свидетели системного краха? Пространство школы постепенно превращается в метафизическую ловушку, а взрослые вынуждены искать выход в темноте — не только буквально, но и этически.
Постановка балансирует на грани гротеска и социальной драмы. Эстетика напоминает сатирические киножурналы, но с мрачным подтекстом. Пьеса показывает, что страх перед неизвестным объединяет всех — от директора до последнего воспитанника. «Когти» — спектакль о личном выборе, который каждый делает в условиях хаоса.


«ДЫРЫ»
Режиссер Алексей Мартынов
Как посчитать Вселенную через капусту? «Дыры» — это философская комедия, где базар соседствует с космосом, а бытовое — с экзистенцией. Две продавщицы на рынке пересчитывают овощи и, кажется, открывают черные дыры в обыденности. Тексты Лидии Головановой, вошедшие в шорт-лист «Любимовки», стали для режиссера Алексея Мартынова поводом для размышления о масштабах человеческого «я». Здесь нет жесткого деления на роли: героини одновременно в диалоге с реальностью и с бесконечным пространством.
Ироничный, музыкальный, почти медитативный спектакль предлагает зрителю поймать себя на мысли: а не мы ли те самые звезды, которые гаснут и загораются? Поэтика текста и его «открытость» делают постановку живой и изменчивой. Премьера прошла в ШДИ, а затем спектакль перешел в репертуар «Практики». Это театр, который начинается с картошки — и уводит в бесконечность.


«МЫ УЖЕ ЗДЕСЬ»
Режиссер Саша Золотовицкий
Марсианский офис, где кулеры, планерки и кофебрейки — все как на Земле. Вот только Земля больше не выходит на связь. Постепенно становится ясно: это не столько научная фантастика, сколько метафора эмиграции, заброшенности и одиночества. Персонажи держатся за рутину, как за спасательный круг, надеясь, что кто-то вспомнит о них. Но кто — и зачем? Саша Золотовицкий выстраивает спектакль как исследование памяти: через флешбэки, травмы и смешные бытовые диалоги мы понимаем, что Марс — это не планета, а состояние. Каждый герой здесь убегает от чего-то, но сталкивается в итоге с собой. Это тихая, но пронзительная история о невозможности отрезать прошлое. А еще — о том, что даже в изоляции можно начать жить заново. Спектакль делает понятным опыт многих людей, которые чувствуют себя чужими в собственном мире.


«НУР ЭСКАДРИЛЬЯ»
Режиссеры Андрей Родионов и Екатерина Троепольская
Мюзикл-антиутопия в стихах, в котором лирика встречается с машиностроением. Выпускница биоинститута Катя Мотылькова устраивается на завод по выращиванию самолетов и оказывается в самом сердце государства, где говорят стихами и верят в идеологию, которую не выбирали. Авторы спектакля — поэты Андрей Родионов и Екатерина Троепольская — создали пьесу еще в 2011 году, и сегодня она звучит особенно остро. Это ретрофутуризм с маяковским размахом и точным чувством трагикомедии.
Язык пьесы — это отдельный персонаж: сочный, поэтичный, меткий. «Нур эскадрилья» будто собрана из литературных отсылок, воспоминаний, утопий и фобий. Завод здесь — символ системы, в которой личное растворяется в функциях. При этом спектакль полон человеческого: любви, сомнений, усталости. Стихи в нем не украшают, а объясняют — как именно устроен мир, где самолеты растут в теплицах.


Статьи по теме
Подборка Buro 24/7