
«Неужели ты так хочешь стать мной?» О чем фильм «На ярком солнце» говорит со зрителем
В российский прокат возвращается отреставрированная версия культовой драмы «На ярком солнце» (1960) — первой экранизации романа Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли». Фильм Рене Клемана не только определил лицо европейского триллера 1960-х, но и сделал Алена Делона звездой мирового масштаба. В его образе слились красота, холодная расчетливость и притягательная пустота — то, что само по себе стало кинематографическим мифом. В новом цифровом качестве эта история по-прежнему звучит современно, ведь она о том, что актуально всегда, — о зависти, о мании присвоения чужой жизни, а также о зыбкой границе между свободой и моралью.

СЮЖЕТ И ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Молодой американец Том Рипли (Ален Делон) приезжает в Италию по поручению богатого промышленника. Его задача — убедить сына бизнесмена, Филиппа Гринлифа (Морис Роне), вернуться домой в США. Филипп живет в роскошном безделье — он разъезжает по побережью на яхте, веселится с друзьями, проводит время с невестой Марж (Мари Лафоре) и совершенно не собирается возвращаться к скучной жизни. Том все больше проникается завистью и одержимостью: он восхищается беззаботным стилем Филиппа и начинает мечтать стать им. Между двумя мужчинами растет напряжение, и в один момент Том решает перейти черту. Он убивает Филиппа и присваивает его деньги и личность, выдавая себя за него. Отныне Том — человек без лица и без настоящей принадлежности, пытающийся удержать украденную жизнь под безжалостным ярким солнцем Италии.






Кадры из фильма «На ярком солнце»



ТАЛАНТЛИВЫЙ МИСТЕР КЛЕМАН
Рене Клеман уже был признанным мастером — номинантом на «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь», — когда решился экранизировать Хайсмит. Сам режиссер позже признавался, что его влекла двойственность Рипли: «Он не злодей, не герой, а пустое пространство, которое заполняет чужим». В интервью 1963 года Клеман говорил, что хотел показать «юг Италии как безмятежную ловушку»: яркое солнце, обнаженная до костей красота, в которой некуда спрятать темные порывы. Именно поэтому действие перенесли на раскаленные побережья Неаполя и Монте-Карло, а вместо мрачной тревожности книги в фильме появляется ощущение опасного гедонизма. Для Хайсмит картина стала неожиданным триумфом: писательница говорила, что Делон воплотил Тома Рипли именно таким, каким она его задумывала, — «ледяным юношей с лицом ангела».


Кадр из фильма «Партенопа»


Кадры из фильма «На ярком солнце»
ПОЧЕМУ ЭТА ИСТОРИЯ ОСТАЕТСЯ СОВРЕМЕННОЙ



Кадр из фильма «На ярком солнце»



Главная тема ленты — жажда трансформации. Том Рипли хочет не просто денег или статуса — он хочет стать другим человеком. «На ярком солнце» показывает, как легко очароваться чужим образом жизни и как трудно вернуть собственное лицо. Благодаря тонкому психологизму Клемана, фильм ощущается скорее трагедией, чем остросюжетным детективом. Мы не только видим преступление, но и можем зафиксировать тот момент, когда под маской уже невозможно найти ничего настоящего. Сегодня, в эпоху соцсетей, когда чужая жизнь на расстоянии вытянутой руки, эта история резонирует с нами особенно остро. Как писали в The Guardian, «Рипли был инфлюенсером до того, как это стало мейнстримом, — он строил идеальную версию себя из заимствованных деталей».


Кадры из фильма «На ярком солнце»
Ален Делон и рождение легенды
Для 24-летнего Делона роль Тома Рипли стала едва ли не главным событием судьбы. Его холодный блеск, обаяние и тревожное безразличие сделали этот образ культовым. Патриция Хайсмит признавалась: «Он был почти пугающе хорош — я видела в нем того самого Тома». Сам Делон в выпуске Cinépanorama говорил: «Рене Клеман — мой мэтр, он научил меня всему. Это был величайший постановщик из тех, кого я знал». Фильм превратил французского актера в символ новой Европы — красивой, жестокой, беззастенчивой в своем эгоизме. Одна из главных заслуг Клемана заключается в том, что он снял триллер, который выглядит как реклама роскошной жизни. Яхты, безупречные костюмы, летний свет — все это манит нас так же, как манило Тома Рипли. Режиссер говорил: «Если бы я снимал в сером Лондоне, история выглядела бы иначе. Мне хотелось, чтобы солнце было еще одним персонажем, под которым никто не может притворяться». В этом свете все кажется еще более безжалостным — так, что никакая тень не спасает.




Кадры из фильма «На ярком солнце»
ЧТО ОСТАЛОСЬ ОТ РОМАНА



Книга Патриции Хайсмит была опубликована в 1955 году и сразу вызвала споры. На первый взгляд, это криминальная история, но Хайсмит интересовало другое — одиночество, мания и размытые границы идентичности. В экранизации сюжет частично адаптирован под французскую публику, но суть осталась нетронутой: человек, который решает, что его счастье важнее любой морали. По словам писательницы, «Рипли не хотел убивать. Он просто не мог позволить себе потерять иллюзию». «На ярком солнце» — это не только классика европейского кино. Это картина, которая в очередной раз ставит перед нами вопрос, который мы и так задаем себе ежедневно: хочется ли нам быть собой или лучше — кем-то другим? Отреставрированная версия возвращает зрителям блестящий «портрет эгоизма» — опасного и притягательного. Эта история не устареет, пока будут люди, которым казаться важнее, чем быть.


Кадры из фильма «На ярком солнце»

Кадр из фильма «На ярком солнце»
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7