«Саван»: 5 кадров из техно-нуара Дэвида Кроненберга
Фильм «Саван» отца жанра боди-хоррор Дэвида Кроненберга выйдет в российский прокат 10 июля. Ленту о бизнесмене, который изобретает революционную технологию по наблюдению за телами усопших близких, впервые показали в основном конкурсе 77-го Каннского кинофестиваля. Мы же рассказываем о картине в пяти кадрах — и зовем в кино.
1
.

1
.
Что, если смотреть на смерть буквально? В мире «Савана» это стало возможным. Предприниматель Карш (Венсан Кассель) изобретает технологию GraveTech, позволяющую наблюдать за телом умершего в реальном времени. Камеры, встроенные в саваны (одежду, в которую укутывают усопшего в гробу), транслируют процесс разложения покойных на смартфоны и интерактивные надгробия. Для Карша эта система не мрачное шоу, а личный способ остаться рядом с женой, ушедшей из жизни. Он не только наблюдает за ней — он продолжает общение, будто смерть можно замедлить или поставить на паузу. Эта концепция шокирует, но в контексте Кроненберга она логична: инновации здесь не противоположность человеческому, а его продолжение. Визуально сцены в центре GraveTech сняты в стерильных, минималистичных интерьерах — словно в лаборатории. Это холодная эстетика нового ритуала прощания. Идея цифровой скорби рождает вопросы: помогает ли хай-тек-мемориал отпустить или навсегда задерживает в прошлом?
2
.

2
.
«Саван» — один из самых автобиографичных проектов Дэвида Кроненберга. В 2017 году у режиссера умерла супруга Каролин Зэйфман, с которой он прожил 43 года. Потеря повергла его в долгую депрессию и экзистенциальный кризис. Карш в исполнении Венсана Касселя во многом является его экранным двойником — не только внешне (хотя можете не согласиться), но и по состоянию души. В одном из интервью кинематографист признался, что долгое время разговаривал с женой мысленно, пытался сохранить связь и не понимал, зачем ходить на кладбище, если воспоминания всегда с ним. Этот внутренний конфликт и стал ядром фильма. «Саван» не просто исследует смерть — он пытается ее рационализировать, если не победить. Кроненберг использует фантастику как метод: так же как в «Сканерах» (1980) или «Преступлениях будущего» (2022), он помещает личную боль в тело научной гипотезы. Но здесь боль не прячется за метафорами — она на поверхности, голая и неподвижная, как тело под саваном.
3
.

3
.
Поворотный момент наступает, когда однажды ночью на кладбище GraveTech происходят акты вандализма. Несколько могил — включая жены Карша — осквернены. Транслируемые тела исчезают, камеры выведены из строя, система скомпрометирована. Герой начинает собственное расследование и погружается в мир паранойи, политических интриг и глобальной слежки. В ход идут теории о вмешательстве российских хакеров, следы ведут к разведывательным структурам, всплывает тема сталинского «Дела врачей». На этом этапе фильм приобретает оттенки техно-нуара и политического триллера. Здесь Кроненберг исследует не только собственную утрату, но и уязвимость личной скорби перед лицом глобальных технологий. Стоит ли доверять машинам боль, если их можно взломать? Визуально вторая часть ленты становится более динамичной, появляются уличные съемки, камеры наблюдения, серая архитектура. Все это напоминает эстетику позднего Финчера — только с привкусом мертвечины.
4
.

4
.
Слава Кроненберга как отца боди-хоррора достигает новой высоты в «Саване». Здесь нет классических для него деформаций плоти, но именно разложение становится основным действующим лицом картины. Камеры GraveTech демонстрируют, как тело медленно исчезает: некроз, мумификация, биологическая энтропия. Эти сцены гипнотизируют — они болезненные, но сняты с почти научной объективностью. Оператор Дуглас Кох создает эффект стерильного наблюдения, как в патолого-анатомической лаборатории. Контраст между визуальным минимализмом и пугающей сущностью показанного действует на зрителя сильнее, чем спецэффекты. В центре этой эстетики — тело как память. Карш смотрит на свою жену как на ускользающую материю, как на последнюю возможность быть рядом. Впрочем, телесность тут не просто предмет скорби, а предмет фетиша, объект контроля, символ привязанности, которая отказывается умирать. Это хоррор, в котором страшно не то, что ты теряешь, а то, что отказываешься отпустить.
5
.

5
.
Не просто продюсер, но, можно сказать, соавтор (как минимум атмосферы) фильма, креативный директор Saint Laurent Энтони Ваккарелло вложил средства, подарил ленте безупречно сидящие костюмы и заложил эстетику. Сам дизайнер пояснил, что выбрал профиль кинематографа и запустил Saint Laurent Productions как пространство для сохранения художественного видения: помимо производства, его цель — «дать режиссерам творческую свободу» и сохранить их авторский стиль, а не украшать проект чисто косметически. Венсан Кассель подметил: «Костюмы Saint Laurent дополняют образ Карша — строгий, элегантный, как его носил бы сам Кроненберг». К слову, о сотрудничестве Энтони сказал откровенно: «Кроненберг никогда не перестанет открывать мне душу. В некотором смысле уникальное, радикальное видение, которое он привносит в кинематограф, сделало меня тем, кем я являюсь сегодня».
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7