
От австрийской принцессы до парижской иконы: стиль Роми Шнайдер
Роми Шнайдер не стало в этот день 43 года назад, но ее образ остается таким же живым, как кадры из фильмов «Бассейн» (1969) или «Боккаччо-70» (1962). Актриса начинала с типажа идеальной австрийской принцессы, стала лицом французского кино 1960-х и 1970-х, была музой Коко Шанель и Ива Сен-Лорана и ушла женщиной, в улыбке которой читалась неутолимая печаль. Вспоминаем ее жизнь через образы — на экране и за его пределами.
Австрийская принцесса

Розмари Магдалена Альбах, известная как Роми Шнайдер, родилась в Вене в 1938 году, а в кино дебютировала в 15 лет, сыграв с мамой, кинозвездой Магдой Шнайдер, в фильме «Когда цветет белая сирень» (1953). Уже в следующем году начинающая актриса воплотила роль юной Виктории в «Молодых годах королевы», которые принесли ей первую волну популярности и обеспечили последующие съемки в «Марше для императора» (1955). Главную мужскую роль в нем, к слову, сыграл отец Шнайдер Вольф Альбах-Ретти. Но всемирная известность пришла к Роми в 17 с выходом первой части трилогии «Сисси» (1955–1957).
Круглолицая и румяная Роми предстает с длинными волосами, в корсетных платьях с пышными юбками, кружевных воротниках и жемчужных украшениях, вплетенных в сложную прическу. Этот визуальный образ вызывал восторг в Германии и Австрии: в глазах публики Роми была воплощением женственности, молодости и добродетели.
В 1956 году.
Источник: Alamy

Самой же Шнайдер роль Сисси казалась приговором. В будущем в документальной работе «Роми: Анатомия лица» (1967) Ханса-Юргена Зиберберга, который застал актрису во время кризиса в карьере, актриса будет с раздражением говорить о картинах, по ее словам, сделавших ее «принцессой не только перед камерой», но и за пределами съемочной площадки. Глядя на снимки 1950-х, становится ясно, о чем речь: константами ее образа стали скромное феминное платье, аккуратная прическа и не сходящая с лица улыбка.
Постер фильма «Молодые годы королевы». Источник: IMDb
Кадры из фильма «Сисси».
Источник: IMDb
Французский роман
Свет в конце тоннеля для Шнайдер появился в 1958 году, когда во время съемок «Кристины» Пьера Гаспара-Юи у них с Аленом Делоном завязался роман. Для всей Европы он стал предметом обсуждения, а для актрисы — шагом к освобождению от образа наивной Сисси. После окончания съемок Роми должна была вернуться в Кёльн, но в последний момент изменила планы и полетела в Париж. Они поселились вместе в квартире на набережной Сены, рядом с домом Бальзака. Роми вспоминала: «Мне было девятнадцать, я впервые ступила на парижскую мостовую и хотела испытать великую любовь к тому, кого обожаю».



С Аленом Делоном на съемках «Кристины». Источник: Getty Images
Ален Делон и Роми Шнайдер.
Источник: Getty Images

Роми продолжила сниматься, теперь — во французском кино, и в 1961 году на примерке костюмов для фильма «Боккаччо-70», куда ее пригласил Лукино Висконти, познакомилась с Габриэль Шанель. Та в то время одевала Ингрид Бергман, Жанну Моро и Дельфин Сейриг. Для картины Роми впервые согласилась раздеться перед камерой, а еще — впервые надела твидовый костюм. Та встреча обеспечила ее не только коллекцией платьев-футляров, шляпок и костюмов-двоек дизайнера, но и последующей многолетней дружбой. Мадемуазель Шанель научила Шнайдер местным манерам и тому, как следить за фигурой. В том же году в интервью Анне Жирардо Шнайдер сказала: «Я больше не кукла, я становлюсь женщиной», — и спустя пару лет после переезда во Францию Роми действительно удалось окончательно отделаться от образа наивной принцессы.
На вручении премии Cristal Stars от Академии киноискусства, 1963 год.
Источник: Getty Images

Кадры из фильма «Боккаччо-70».
Источник: IMDb

Во время перерыва на съемках фильма «Лето 22:20», 1964 год.
Источник: Getty Images
В Париже, 1965 год.
Источник: Vogue

К тому времени, как в 1964 году Шнайдер получила от возлюбленного записку о разрыве отношений, Делон уже готовился жениться на Натали Бартелеми, беременной их сыном Энтони. Опустошенная Роми отказывалась от новых съемок, но премьере «Хорошего соседа Сэма» (1964) удалось ее встряхнуть. Актриса сыграла в комедии по сценарию Вуди Аллена «Что нового, киска?» (1965), не бесследно справилась с потерей еще двух мужчин — сначала не стало ее отца, потом отчима, — а затем вышла замуж за немецкого актера и режиссера Гарри Мейена и родила сына Давида. Первым фильмом вернувшейся в кино после появления ребенка Роми Шнайдер стал «Отли» (1968).
Роми с сыном Давидом, март 1968 года.
Источник: Getty Images


Роми Шнайдер и Гарри Мейен, 1960-е. Источник: Getty Images
Летом того же года Шнайдер вновь снималась с Аленом Делоном в «Бассейне» (1969) — костюмы к новому, одному из самых известных проектов в карьере актрисы, создавал Андре Курреж, к тому моменту уже прославившийся своими футуристическими мини и геометрией. В гардеробе героини Роми — спокойной, чуть отстраненной Марианны — почти не было декоративности, только безупречные линии минималистичных платьев-трапеций, туник с длинными рукавами и футуристичных купальников. Они стали воплощением ривьерского шика. Вне кино же Шнайдер предпочитала шелковые платья, уютные джемперы, строгие костюмы, брюки-чиносы с трикотажными топами и лодочки Chanel. А ее неизменными аксессуарами были головные уборы: вуали, шляпы, платки и повязки.

Джейн Биркин, Ален Делон и Роми Шнайдер в фильме «Бассейн». Источник: IMDb

С Аленом Делоном на съемках «Бассейна», 1968 год. Источник: Getty Images


На съемках «Бассейна», 1968 год. Источник: Vogue
Ясное небо
В 1970-х Роми, уже утвердившаяся как икона европейского кино и стиля, тесно сотрудничала с Ивом Сен-Лораном. Кутюрье создавал для нее как костюмы к фильмам, так и образы личного гардероба. В ленте «Макс и жестянщики» (1971) она носила облегающие платья и культовый лакированный тренч его авторства, а в «Сезар и Розали» (1972) — сочетания мужских рубашек с женственными юбками, чередующиеся с водолазками и брюками. Сен-Лоран одевал Шнайдер в черные платья с глубоким декольте и даже сшил образ специально для ее 40-летия — синее платье с бантом.
Кадры из фильма «Макс и жестянщики» (1971). Источник: IMDb

В Yves Saint Laurent на съемках «Макс и жестянщики» (1971). Источник: Vogue UK
Кадры из фильма «Сезар и Розали» (1972). Источник: IMDb

Роми все чаще исполняла сложные драматические роли — Лени в «Процессе» (1962), Анна Купфер в «Поезде» (1973), Франческа Андерсон в «Мой любовник, мой сын» (1970) и даже императрица Елизавета в «Людвиге» (1973), через которую актриса возвращается к знакомой по «Сисси» героине, но уже гораздо более серьезной, чем двадцать лет назад. Вместе с этим костюмы становятся сдержаннее и элегантнее. Например, знаменитое белое платье в стиле пеплоса в «Невинных с грязными руками» (1975) или монохромный образ из «Любви под дождем» (1974).
В Yves Saint Laurent по случаю своего 40-летия. Источник: Getty Images


На съемках «Поезда» с Жаном-Луи Трентиньяном. Источник: Vogue
На съемках «Любви под дождем». Источник: Vogue

Кадр из «Невинных с грязными руками» (1975). Источник: IMDb
В личной жизни актрисы тоже произошли изменения: в начале 1970-х они с Мейеном решили расстаться, и Роми забрала Давида с собой в Париж, где начался ее роман со сценаристом Даниэлем Бьязини. 18 декабря 1975 года они поженились в Западном Берлине, а спустя два года стали родителями дочери Сары. Стиль Роми в те годы все больше тяготел к бохо-шику: объемные платья из роскошных тканей, многослойные украшения на шее, тюрбаны, тонкие шарфы, перекинутые через плечо. Хотя в обычной жизни она предпочитала джинсы, водолазки и пальто в стиле милитари, на фото в таких образах ее не найти.


На показе «Крестного отца» в Париже, 1972 год. Источник: Getty Images

В Париже в объективе Джанкарло Ботти, 1974 год. Источник: Gamma-Rapho
На немецком ток-шоу Je später der Abend, 1974 год. Источник: Getty Images


С Даниэлем Бьязини, 1976 год. Источник: Getty Images
На съемках «Главное — любить», 1973 год. Источник: Getty Images
Обессиленность от испытаний
На первый взгляд Шнайдер переживала лучшие времена, но вне вспышек папарацци боролась с депрессией и алкоголизмом. Пережитый годами ранее выкидыш после автомобильной аварии, самоубийство бывшего мужа Гарри Мейена, операция по удалению правой почки — в интервью Stern 23 апреля 1981 года Роми призналась, что ее силы на исходе. Сокрушительным ударом стала смерть 14-летнего сына: 5 июля 1981 года Давид, пытаясь перелезть через забор на территории дома родителей Бьязини, упал и получил смертельное ранение. Казалось, Роми не переживет утрату, но уже в октябре 1981 года она вернулась на съемочную площадку — в Берлине начались съемки «Прохожей из Сан-Суси». После завершения работы над картиной Шнайдер вместе с новым партнером, продюсером Лораном Петеном, занялась поиском дома недалеко от Парижа — актриса мечтала о тихой жизни вдали от публичности. Они нашли подходящее место в Буасси-сан-Авуаре и всего через пару месяцев, ранним утром 29 мая 1982 года, Петен обнаружил актрису без признаков жизни склонившейся за письменным столом.

В Цюрихе, 1977 год. Источник: Getty Images
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7